Второе дыхание: о состоянии рынка грузовых перевозок в Украине
3484

Второе дыхание: о состоянии рынка грузовых перевозок в Украине

Рынок грузоперевозок в Украине пережил нелегкие времена в 2014 и 2015 году. В эти года объемы внешнеторгового оборота упали на 22,8% и 30,2 % соответственно. Причиной такого падения стала потеря российского направления экспорта товаров, сокращение промышленного производства и общее падение экономики Украины.  Однако, уже в следующем году отечественным экспортерам удалось наладить новые каналы поставок и в значительной мере компенсировать потери. Падение внешней торговли остановилось в 2016-м, а в 2017-м начался его рост, который продолжился и на протяжении трех кварталов текущего года.

Основным видом транспорта в Украине по-прежнему остается железная дорога. Вместе с тем проблемы, накопившиеся в этой отрасли, уже привели к сокращению ее доли в общем объеме грузоперевозок с 62,5% в 2014 году до 55,9% в 2017-м.

Главной проблемой железнодорожников является изношенность подвижного состава и самих путей. Дефицит вагонов составляет до 10 тыс. в месяц, их оборачиваемость находится в пределах 9-15 дней при норме в 5-7 дней. Средний возраст магистрального локомотивного парка, насчитывающего 1758 единиц, - 30 лет. Примерно половина имеющихся локомотивов постоянно простаивает из-за поломок. Одновременно с этим, перманентно растут тарифы на услуги железнодорожников. Наибольший рост – на 37,7% - был зафиксирован в 2015 году.

Читать про рынок грузоперевозок в Украине. 2019 год

Вместе с тем в Украине трудно найти альтернативу железнодорожному транспорту, особенно для перемещения больших объемов грузов на значительные расстояния. Некоторую часть грузопотока может взять на себя автомобильный транспорт. Его доля в грузообороте незначительно выросла с 11,7% в 2014 году до 12,6% - в 2017-м.

Но и автомобилисты Украина не свободны от влияния негативных факторов. Обесценивание гривны, инфляция и нестабильная ситуация на рынке нефти приводят к скачкам стоимости дизельного топлива. Только в течение этого года цена на оптовом рынке менялась от минимума в 22,23 грн в марте, до максимума в 30,17 грн в октябре.

Поэтому стоимость грузоперевозок также растет. С 2014 года она увеличилась примерно в два раза – с 14 грн до 25-27 грн за километр. Вместе с тем, если вспомнить, что гривна за это время обесценилась значительно больше, то окажется что цена услуг автомобилистов, посчитанная в валюте, снизилась за счет уменьшения прибыли перевозчиков. Дополнительную нагрузку на них создают низкое качество украинских автомобильных дорог и ужесточение габаритно-весового контроля фур со стороны Укртрансбезпеки.

Готовое исследование: рынок международных перевозок Украины. 2019 год

В последние годы у автотранспортников добавилась еще и проблема дефицита кадров. Многие квалифицированные украинские водители, особенно в западных регионах, предпочитают работать в Польше и других странах, где зарплаты значительно выше, чем на родине. По данным Государственной службы занятости Украины, в январе-октябре 2018 года дефицит водителей составил не менее 20 тыс. человек при количестве вакансий – 55 тыс.

Несмотря на описанные выше проблемы, транспортная отрасль Украины имеет потенциал для развития и частично уже использует его. Появляются новые логистические объекты, для обслуживания которых требуется большое количество транспорта. Так, за первое полугодие 2018 года инвестиции в транспорт составили $28 млрд, 77% из которых потрачено на приобретение новых активов.

Заказать исследование рынка

В среднесрочной перспективе ожидает дальнейший рост внешнего и внутреннего грузооборота в Украине, что увеличит спрос на услуги всех видов транспорта, а значит в отрасли появятся средства для выхода на новый качественный уровень работы.

 

Компания Pro-Consulting подготовила для Вас короткий перечень готовых проектов на данную тему. Ознакомиться с проектами можно, перейдя по ссылкам:

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами