В рост: обзор рынка ягодных культур Украины
3385

В рост: обзор рынка ягодных культур Украины

Спрос на ягоды на мировом рынке постоянно растет. За последнее десятилетие он удвоился и продолжает увеличиваться. Под влиянием идей здорового образа жизни люди стремятся употреблять натуральные витамины круглый год. А это не только ягоды в чистом виде, но еще и разнообразная продукция с их добавлением: кисломолочная, кондитерская и др.

Украинские аграрии также не стоят в стороне от общемировых трендов в области потребления ягод. Рост мирового рынка ягод позволил им нарастить экспорт этой продукции. После возникновения проблем на российском направлении, экспортеры украинских ягод больше ориентируются на рынок Евросоюза.

Показатели внутреннего рынка пока не восстановились после воздействия кризисных явлений в экономике. Падение покупательной способности украинцев в сочетании с подорожанием себестоимости производства ягодной продукции привели к сокращению спроса нее. Так как основной объем выращенных ягод потребляется внутри страны, то даже увеличение экспорта не смогло удержать валовой сбор ягод в Украине от падения, хотя и значительно смягчило его.

Традиционными лидерами украинского ягодного рынка являются клубника, малина и черная смородина.

За последнюю пятилетку самая высокая емкость рынка клубники была зафиксирована в 2013 году. Последующие три года объемы потребления этой ягоды стабильно сокращались, что вызвано уже опоминавшимися последствиями кризиса в экономике. Восстановление клубничного рынка началось только в 2017 году. По итогам первых трех кварталов прошлого года рост его емкости составил 11,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го.

Меньше пострадал от кризиса рынок малины. На протяжении 2012-2016 годов его объем находился примерно на одном уровне – 30-31 тыс. тонн, колеблясь год от года в пределах 3-4%.

Смородина замыкает тройку лидеров ягодного рынка. Здесь также, как и у клубники, отмечается плавное ежегодное снижение объемов, начиная с 2014 года. Правда, в отличие от лидера, негативная тенденция не прервалась и в 2017-м, несмотря на увеличение посевных площадей на 9%. Это объясняется скорее всего тем, что саженцы смородины в первый год дают урожай вполовину меньше, чем во второй.

Судя по всему, если не будет резких потрясений, худшее для отечественных ягодников уже позади. Доходы населения постепенно восстанавливаются, а значит и оживляется интерес украинцев к ягодам. Экспортеры и далее намерены расширять объемы и географию продаж. Особенно выросли поставки за границу замороженных ягод.

С учетом изложенного, в настоящее время инвестирование средств в выращивание ягод в Украине является очень перспективным и дальновидным. Причем, новые хозяйства больше сосредотачиваются на выращивании не лидеров рынка, таких как клубника или малина, а ягод, считающихся в нашей стране нишевыми: голубика, черника, ежевика, клюква, кизил, брусника и др. Такой тренд объясняется тем, что в данных сегментах рынка пока нет сильной конкуренции и новому производителю легче завоевать себе «место под солнцем».

 

Компания Pro-Consulting подготовила для Вас короткий перечень готовых проектов на данную тему. Ознакомиться с проектами можно, перейдя по ссылкам:

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами