Мясо птицы заняло прочные позиции в холодильниках и на столах украинцев. Его доля составляет 60% от общего объема рынка мясных продуктов. Это не в последнюю очередь обусловлено более низкой ценой этого мяса, по сравнению с другими видами.
Но и среди птицы, есть такие разновидности, которые могут пожаловаться на недостаточное внимание к ним со стороны украинцев. Именно такой птицей на сегодняшний момент является индюк.
Потребление индюшатины в нашей стране сегодня в десятки раз меньше, чем в других странах. Например, в Израиле средний человек съедает в год 12 кг, а в Польше – 6 кг этого мяса. В Украине данный показатель находится на уровне 0,2-0,3 кг в год на человека.
Разнообразить стол украинцев за счет индюшатины пытались на государственном уровне в 70-80 годы ХХ века путем увеличения ее производства. Тогда был создана сеть племенных и промышленных предприятий. В нее входили 4 птицефабрики по откорму индюшат, 5 птицефабрик с родительскими стадами, 1 племзавод и 1 племрепродуктор. Производство мяса индеек было доведено до 9,0-11,0 тыс. тонн в год, но кризисные явления 90-х годов привели к убыточности и упадку данного вида производства.
Лишь после того, как Украина вышла на новый виток экономического развития в начале 2000-х годов, вернулся интерес предпринимателей к производству индюшатины. Несмотря на это, рынок данного вида мяса в нашей стране все еще находится на начальном уровне развития с долей 1-2% от всего объема потребления мяса.
В 2016 году поголовье индюков составляло около 1,8 млн голов, что на 41% меньше показателя 1991 и на 13,7% меньше, чем в 2015 году.
Читать про рынок мяса и мясопереработки в Украине
Рисунок. Динамика численности общего поголовья индюков в Украине в хозяйствах всех категорий в 1991-2017 гг., тыс. голов
Перспективы для развития производства индюшатины в Украине значительны, поскольку внутренний спрос растет на 20-30% ежегодно и сегодня составляет около 90-100 тыс. тонн при производстве 20-22 тыс. тонн. Самый высокий уровень спроса зафиксирован в Киевской, Днепропетровской и Харьковской областях, а самое большое индющиное поголовье в 2015 году было в Черновицкой области.
Готовое исследование: рынок индейки Украины. 2019 год
Невысокая покупательная способность населения также негативно влияет на продажи мяса индейки, которое стоит дороже куриного. Это значит, что повышение уровня доходов украинцев даст дополнительный толчок для развития данного рынка.
Интерес инвесторов к производству индюшатины не ослабляет даже дефицит профессиональных кадров в этой области и негативное влияние на отрасль кризисных явлений. Такое внимание объясняется 5-кратным отставанием объема внутреннего производства данной продукции от уровня спроса и высокой рентабельностью данного бизнеса, которая составляет в среднем 20-25%.
Еще одним драйвером развития внутреннего производства могло бы быть введение на государственном уровне дополнительных протекционистских мер по его поддержке и ограничению импорта индюшатины. Такие меры окажут положительный эффект и на смежные отрасли экономики. Увеличенному индюшачьему поголовью понадобится больше комбикорма, что, соответственно, потребует развития мощностей по его производству, которое подстегнет внутренний спрос на фуражное сырье.
Для быстрого развития сети племенных и товарных предприятий по выпуску мяса индейки на территории Украины можно использовать существующие, но не работающие животноводческие фермы. Их только необходимо переоборудовать для соблюдения всех современных стандартов в этой области.
Готовый бизнес-план фермы по выращиванию индюков
Производство мяса индейки состоит из таких этапов:
• приобретение суточных индюшат;
• напольное содержание индюшат на протяжении 1-5 недель;
• выращивание птицы в птичниках (4,4 гол/м2) до товарного состояния (самки – 16-17 недель, самцы – 20-21 недель);
• забой и первичная обработка мяса;
• упаковка и отправка готовой продукции на реализацию или хранение в морозильных камерах.
Средства, вложенные в создание предприятия по производству индюшатины мощностью до 120 тыс. голов в год, окупятся с учетом дисконта через 67 месяцев или 5,58 лет. Расчетная рентабельность продаж продукции предприятия составит 26,5%, при которой каждый евро дохода будет приносить 26,5 центов прибыли.
Заказать бизнес-план по стандартам UNIDO
Компания Pro-Consulting подготовила для Вас короткий перечень готовых проектов на данную тему. Ознакомиться с проектами можно, перейдя по ссылкам: