Анализ конкурентов: типовая структура и источники данных
2097

Анализ конкурентов: типовая структура и источники данных

Конкуренция – одна из движущих сил развития рынков товаров и услуг. Благодаря соперничеству рыночных субъектов совершенствуются их внутренние и внешние бизнес-процессы, маркетинговые стратегии, содержание торговых предложений.

Для того чтобы сохранять и увеличивать прибыльность предприятия, необходимо постоянно владеть экономической обстановкой в сфере деятельности, важнейшим элементом которой является активность прямых и косвенных конкурентов.

Компания Pro-Consulting проводит анализ конкурентов как в составе аналитического исследования рынка, так и в виде отдельной услуги по заказам клиентов.

Какие сведения дает заказчику анализ конкурентов

При проведении анализа конкурентов как элемента всестороннего изучения рынка, в отчете создается соответствующий информационный блок. Отдельный анализ конкурентов несет тот же набор данных, возможно, более детализированных в соответствии с техническим заданием заказчика.

Типовой анализ конкурентов включает:

  • общий анализ конкурентов:
    • список и характеристики крупнейших конкурентов;
    • особенности стратегий конкурентной борьбы;
  • ассортиментный анализ конкурентов:
    • перечень товаров прямых и косвенных конкурентов;
    • потребительские характеристики конкурирующей продукции, ее сильные и слабые стороны;
    • планы и действия конкурентов по совершенствованию предложения;

В качестве примера отчета по рынку, содержащего анализ конкурентов, ознакомьтесь с готовым анализом рынка specialty кофе, дрипов и капсул в Украине (2022 год).

  • ценовой анализ конкурентов:
    • динамика средних цен на конкурирующие товары;
    • структура стоимости продукции и факторы влияния;
    • возможные ценовые маневры конкурентов в рамках приемлемого уровня рентабельности;
  • коммуникационный анализ конкурентов:
    • принципы и практика отношений конкурентов с поставщиками сырья и ресурсов;
    • коммуникация конкурентов с дистрибьютерами и розничной торговлей;
    • взаимодействие с потребительской аудиторией;
    • кадровые политики конкурентов;

Также полезно узнать больше об анализе емкости рынка как части исследования рынка. 

  • сбытовой анализ конкурентов:
    • используемые каналы и логистические схемы реализации продукции;
    • сбытовые политики и приемы их применения;
    • дополнительные услуги для приобретателей товаров конкурентов;
    • количественные и денежные объемы продаж;
  • стратегический анализ конкурентов:
    • содержание и состав конкурирующих брендов;
    • направленность рекламных кампаний и акций;
    • характерные приемы конкурентной борьбы;
    • декларируемые цели развития и корпоративные ценности.

Более 2000 кейсов по анализу рынка доступны в каталоге готовых проектов.

Источники данных при анализе конкурентов

Анализ конкурентов на рынке тем точнее и достовернее, чем больше источников информации имеется в распоряжении исследователя. Аналитики компании Pro-Consulting используют как кабинетные, так и полевые методы, что позволяет сравнивать и дополнять данные из различных источников. О различным методах маркетинговых исследований читайте тут.

В частности, анализ конкурентов базируется на:

  • официальной статистической информации;
  • сообщениях правительственных органов;
  • отчетах и презентациях участников рынка;
  • материалах бизнес-форумов;
  • исследованиях неправительственных организаций;
  • публикациях в средствах массовой информации и экономической прессе;
  • собственных информационных массивах компании и партнерских базах данных.

Дополнительно при анализе конкурентов могут проводиться:

  • исследования тематических поисковых запросов пользователей интернет с целью определения позиций сайтов компаний при выдаче результатов поиска;
  • телефонные опросы потребителей с помощью колл-центра Pro-Consulting, в ходе которых можно выяснить степень и причины популярности торговых марок, критерии выбора товаров и ожидания покупателей;
  • анализ конкурентов в торговых сетях и отдельных магазинах – размещение товаров на полках, наличие и содержание рекламы;
  • глубинные интервью с рыночными экспертами, владеющими сведениями о конкурентах;
  • мероприятия шпионского маркетинга с использованием методов «тайный звонящий», «тайный покупатель» и других.

Практическое использование анализа конкурентов

Качественный анализ конкурентов проводится с целью последующего составления стратегии конкурентной борьбы, позволяющей сохранить либо упрочить позицию заказчика на рынке.

Если анализ конкурентов показывает, что конкурирующий субъект теряет рыночную долю, ее целесообразно забрать с помощью проактивной стратегии. Однако против сильного конкурента, набирающего обороты и старающегося потеснить вас, необходима реактивная или оборонительная стратегия противодействия.

Заказать анализ конкурентов в компании Pro-Consulting можно по телефону или электронной почте.

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами