Объем рынка: методы расчета
869

Объем рынка: методы расчета

Объем рынка – это один из ключевых параметров сферы экономической активности предприятий, определяемых при проведении маркетингового исследования. От точности определения объема рынка зависит понимание инициатором текущих размеров «денежного пирога», за долю которого он борется или собирается побороться.

Важно также узнать, как изменялся объем рынка в течение исследуемого периода и составить прогноз его дальнейшей динамики. Опираясь на эти данные, инвесторы и менеджеры могут реализовать возможности упрочения рыночной позиции, заполнения свободные ниши либо подготовиться к усилению конкурентной борьбы на сокращающемся рынке.

Объем рынка зачастую находится в первом разделе готового аналитического отчета (посмотрите полную типовую структуру исследования рынка), а его значение и динамика является базой для исследования практически всех аспектов рыночной ситуации:

  • конкурентной среды – анализ конкурентов;
  • производственной сферы;
  • внешнеэкономической деятельности;
  • анализа потребления;
  • сбыта продукции;
  • оценки инвестиционной привлекательности и выгодности рынка.

Как рассчитывается объем рынка

В классическом варианте объем рынка определяется по элементарной формуле: производство товаров плюс импорт и минус экспорт. Таким образом мы узнаем, сколько целевой продукции реализовано на целевом рынке. Объем рынка может выражаться как в денежной форме, так и в натуральных показателях – штуках, тоннах и прочих.

В качестве примера структуры реального рыночного отчета, ознакомьтесь с описанием анализа рынка реагентов для ПЦР-тестирования в Украине или, например, анализа рынка вина в Украине. По аналогичной структуру можно исследовать и ваш рынок – свяжитесь с нами.

Вместе с тем, существуют и иные варианты вычисления объема рынка. Они применяются в случаях, когда рассчитать его указанным выше способом не представляется возможным, а также для уточнения при исследовании отдельных сегментов рынка в географическом, продуктовом, производственном, сбытовом и других срезах.

Кратко опишем альтернативные методы определения объема рынка от простого сложному.

  1. Расчет объема рынка по среднему потреблению – метод «снизу-вверх».

Для того чтобы вычислить объем рынка этим методом, необходимо знать, сколько целевого товара потребляет в среднем один человек и общий размер потребительской аудитории. Перемножив два указанных значения, мы получим приблизительный объем рынка. Однако результат применения этого метода можно использовать только для самых общих оценок рыночной ситуации. Здесь не учитывается ни неоднородность потребительской аудитории, ни особенности торговых предложений операторов, ни географический фактор. Метод «снизу-вверх» является самым простым и самым неточным методом.

  1. Объем рынка по показателям сбыта операторов – метод «сверху-вниз».

Если взять всех рыночных субъектов, поставляющих интересующие заказчика исследования товары, и суммировать их продажи, то можно очень точно определить объем рынка и сегментировать его в нужных срезах. Проблема в том, что получить отчеты операторов бывает довольно трудно, а охватить их всех вообще практически невозможно. При использовании этого метода исследователи стараются получить данные о продажах крупнейших субъектов, но при этом точно не известно, какую часть текущего объема рынка эти операторы заполняют. Метод «сверху-вниз» более точен, чем предыдущий, но его результат имеет некоторую погрешность.

Рекомендуем вам посетить каталог готовых проектов – вероятно, мы уже исследовали ваш рынок – любой отчет будет актуализирован и адаптирован под цели и задачи вашего бизнеса.

  1. Объем рынка по результатам продаж ритейлеров.

Если обойти все розничные сети и отдельные магазины на исследуемом рынке, взять результаты их реальных продаж интересующих товаров, то можно получить самый точный объем рынка. Естественно, что сделать такую кропотливую работу на масштабных рынках невозможно, да и экономически нецелесообразно.

Компания Pro-Consulting имеет возможность рассчитывать объем рынка любым из перечисленных способов. Для этого у наших специалистов есть доступ к многочисленным открытым и корпоративным источникам информации. В Pro-Consulting также создана база для проведения полевых исследований – телефонных опросов, фокус-групп, экспертных интервью, личных наблюдений – позволяющих уточнить объем рынка в интересующих инициатора нишах.

Для того чтобы заказать маркетинговое исследование и узнать объем рынка, воспользуйтесь нашими контактными данными.

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами