Перепеловодство в Украине начало развиваться в конце 90-х годов, но на сегодняшний день, это все еще достаточно редкий вид бизнеса.
К основным причинам роста спроса на перепелов относятся:
• простота содержания и кормления;
• высокие вкусовые качества мяса и перепелиных яиц по сравнению с куриными;
• более длительный срок годности перепелиных яиц по сравнении с куриными;
• небольшой инвестиционный порог и малый период окупаемости фермы.
Перепеловодство развивается благодаря популяризации потребления данного вида продукции с помощью активных рекламных кампаний, но многие предприятия не могут позволить себе большие затраты на продвижение, поэтому процесс информирования потребителей о пользе перепелиного мяса замедляется.
Перепелиные фермы специализируются на выращивании птиц яйценосных и мясных пород. К первой группе относят перепела:
• мраморные,
• британские черные,
• белые английские,
• смокинговые,
• японские.
Ко второй группе относят:
• фараонов,
• американских бройлерных.
Самым большим спросом пользуется японский перепел с продуктивностью в 250-300 яиц ежегодно. Фараоны удерживают лидерство среди мясных пород.
Согласно статистическим данным 2014 года, поголовье перепелов в нашей стране составляло 3 млн. голов. 12 лет назад этот показатель достигал только 150 тыс. Для сравнения, в Японии ежегодно выращивается около 80 млн перепелов.
Рисунок. Динамика поголовья перепелов в Украине в 2009–2015 гг., млн. голов
Источник: по данным операторов рынка, оценка Pro-Consulting
Объем производства перепелиных яиц в Украине превышает 600 млн./год. Производительность одной перепелки составляет в среднем 250-280 яиц в год. На забой ежегодно отправляют около 7–8 тыс. перепелов, что в среднем дает 1,2-1,3 тонн мяса.
Рисунок. Динамика производства перепелиных яиц в Украине в 2009-2015 гг., млн. шт.
Источник: по данным операторов рынка, оценка Pro-Consulting
На сегодняшний день, организация перепелиной фермы – перспективный и рентабельный бизнес. Продукция имеет высокую оборачиваемость и отличается компактностью производства. Перепел вырастает за 40 дней и ежегодно может снести 250-280 яиц. Рынок заполнен только на 20%.
Выбирая месторасположение будущей фермы, стоит учитывать наличие каналов сбыта продукции – продуктовые рынки, супермаркеты, рестораны, торговые сети. К тому же, важно обратить внимание на удобность транспортной развязки и наличие поставщиков корма для птиц.
Весь функциональный процесс производства перепелиной фермы сводится к следующим этапам:
• закупка 10 тыс. одномесячных перепелов, из которых 8000 голов перепелок-несушек и 2000 голов перепелов-самцов;
• выращивание птиц;
• сбор и реализация перепелиных яиц, перепелиного помета, перепелиного мяса.
Наибольший объем инвестиций для создания фермы будет направлен на приобретение необходимого оборудования (60–63%) от общей суммы затрат.
Общая структура расходов выглядит следующим образом:
• 60-63% - закупка оборудования для фермы;
• 25-27% - закупка одномесячных перепелов;
• 10-12% - закупка грузового транспорта;
• 3-5% - прочие расходы.
Рисунок. Структура инвестиционных вложений
В зависимости от направления деятельности фермы, можно выделить три источника дохода будущего предприятия:
• реализация перепелиных яиц;
• реализация перепелиного помета;
• реализации мяса перепелов.
Перепелиная ферма – высокорентабельный и быстроокупаемый бизнес. Положительное влияние на развитие будущего предприятия оказывают следующие факторы:
• актуальность и целесообразность создания подобного бизнеса;
• производство высококачественной продукции;
• незначительный период окупаемости проекта;
• использование передовых технологий, высокотехнологического и продуктивного оборудования и т.д.