В Украине сегодня активно развивается тепличный бизнес. Этому способствуют климатические условия (овощи и фрукты можно выращивать только в теплое время года) и высокий потребительский спрос на свежие продукты данной категории круглый год. Перспективным эксперты называют выращивание тепличной клубники, спрос на которую присутствует как на рынке B2B, так и на рынке B2C. Клубника используется для переработки и дальнейшей реализации. Многие предприятия закупают эти ягоды для производства йогуртов, соков, варенья, джемов. Интерес к выращиванию клубники со стороны бизнеса обусловлен, в первую очередь, высокой рентабельностью ее производства.
Выращивание клубники в теплицах имеет ряд преимуществ, а именно:
• увеличение промежутка времени в году, подходящего для выращивания клубники;
• компактное размещение саженцев в теплице, что позволяет эффективно и экономно заполнять территорию;
• минимизация влияния на урожай погодных условий;
• облегченный уход за ягодами за счет отсутствия влияния внешних факторов на рост кустов.
В то же время, выращивание клубники в теплицах сопряжено и с некоторыми сложностями. Так, если отопление теплицы в зимний период невозможно, то выращивание ягод на это время прекращается.
Рынок выращивания клубники отличается сезонностью (январь-май, сентябрь-декабрь), что позволяет его операторам получать доход в течение всего года. Вместе с тем, выращивание клубники зимой является более затратным – как следствие, цены на ягоды растут, а спрос падает.
Летом фиксируется большой спрос на полевую клубнику, а не тепличную, поскольку она значительно дешевле. С мая по сентябрь самой большой популярностью у потребителей пользуется полевая клубника, но с начала мая по вторую половину сентября наиболее выгодной считается тепличная клубника. Помесячная динамика потребления клубники в Украине в натуральном выражении представлена на диаграмме ниже.
Период с марта по апрель и с сентября по ноябрь – самое перспективное время для продажи клубники, поскольку в эти периоды на рынке преобладают импортные ягоды. Необходимо отметить, что в 2015-2016 годах доля импорта клубники значительно сократилась по сравнению с 2014 годом, что позволило отечественным потребителям закрепиться на внутреннем рынке.
На развитие рынка клубники влияют несколько основополагающих факторов, к котором относятся экономическая нестабильность, а также аннексия Крыма, занимавшего значительную долю в объемах производства клубники. Кроме того, ситуация в сегменте подвержена изменениям из-за девальвации гривны и увеличения стоимости импортных саженцев, удобрений и технологий, падения покупательской способности населения и сокращения государственных программ, направленных на поддержку АПК.