Организация ведения бизнеса в гостиничной сфере – серьезный вопрос, для решения которого необходимо собрать информацию о ситуации на этом рынке и в настоящее время и оценить его перспективы на краткосрочный горизонт прогнозирования. Для гостиничного бизнеса это особенно актуально, поскольку период от принятия решения до открытия новой гостиницы, по оценкам специалистов, составляет около двух лет. При оценке спроса на гостиничные номера целесообразно обратить внимание на такие сегменты потоков туристов (поскольку местное население крайне редко пользуется гостиничными услугами).
1. Сегмент делового туризма. Здесь следует проанализировать, сколько в городе находится активно посещаемых предприятий, при этом сделать акцент на предприятия, активно участвующие (или выходящие на этот уровень) во внешнеэкономической деятельности, особенно при отсутствии у них собственного места расселения приезжих.
3. Сегмент экскурсионного (познавательного, культурно-исторического и пр.) туризма. Даже незначительное улучшение экономической ситуации в стране (разумеется, в условиях политической стабильности) активизирует население, что проявляется в увеличении числа прежде всего внутренних туристов.
4. Сегмент сезонного отдыха (территории высокого курортно-рекреационного потенциала).
Отметим, что именно выбор целевой аудитории лежит в основе концепции гостиницы, начиная от ее планировки (оснащения) и заканчивая политикой продвижения услуг, в частности акцентами рекламирования. Важно подчеркнуть, что хотя все сказанное выше в целом относится к организации гостиницы как в городской, так и в сельской местности, однако в последнем случае имеют место специфические моменты. Также есть некоторые отличия в основах ведения этого вида бизнеса в крупных городах (областных центрах) и небольших городках, известных, преимущественно, наличием в них исторических памятников.
Оценивая предложение в сфере оказания гостиничных услуг, следует, помимо рассмотрения действующих и строящихся гостиниц, учесть конкурирующий сегмент – сдаваемые посуточно квартиры и продумать преимущества своей гостиницы.
Итак, Вы решили открыть гостиницу. Самостоятельно или с помощью специалистов проанализировали рынок, оценили уровень конкуренции на нем и выбрали концепцию будущей гостиницы. Следующий важный вопрос – определение объема необходимого финансирования (с выделением собственного и привлеченного). При рассмотрении этого вопроса необходимо учесть
Наличие финансовых средств является ключевым вопросом организации любого бизнеса. Поэтому на каком бы варианте гостиницы Вы не остановились, решение задачи привлечения заемного капитала предполагает обязательную разработку бизнес-плана как комплекса мероприятий, выполняемых для достижения цели проекта, а также действенного инструмента управления бизнесом. Создавать бизнес план гостиницы должны специалисты, знакомые как со спецификой отечественного гостиничного бизнеса, так и с позициями инвестиционного сообщества. Презентация бизнес плана гостиницы потенциальным инвесторам – обязательный элемент процесса получения инвестиций, следовательно, качество разработки этого документа является одним из приоритетных критериев для собственников капитала в ходе принятия решения о выделении средств.
Специалисты также укажут Вам, на что следует обратить самое пристальное внимание. Среди важных вопросов – приобретение и установка всего инженерно-технического оборудования (прежде всего, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, при необходимости – резервного горячего водоснабжения и пр.), обустройство номеров мебелью. Не менее важным организационным аспектом является формирование штата. Персонал – обобщенное лицо гостиницы. Уезжая, человек будет хотеть вернуться в то место, где ему было тепло и уютно. Тогда он расскажет своим знакомым о прекрасном месте, где можно остановиться с комфортом и относительно недорого. Таким образом, отношение к посетителю будет лучшей рекламой для гостиницы. Для обеспечения именно такого результата важна работа представителей всех групп работников гостиницы – от администратора до инженерно-технического работника. При этом ключевые специалисты по основным направлениям деятельности должны начать работать за несколько месяцев до фактического открытия гостиницы для посетителей. За этот период должно пройти обучение персонала (с учетом того, что ряд работников уйдет еще до начала работы с гостями), а также тщательно проработаны стандарты оказания услуг. По мнению специалистов отрасли, важными критериями качества гостиницы (помимо изложенных) также являются чистота, гибкая ценовая политика, безопасность (наличие сейфа, кнопка вызова). Многие указывают на важность завтраков в гостинице.
Таким образом, правильная и четко прописанная процедура подготовки и осуществления проекта по организации гостиничного бизнеса, профессиональный подход к проработке каждого этапа реализации этого проекта, высокая мотивация каждого сотрудника и его ответственность при выполнении своего участка работы, а также грамотно продуманная рекламная политика станут надежной основой Вашего успеха на гостиничном рынке Украины.