1423

Обзор рынка безалкогольных напитков

Продукция, относящаяся к сегменту безалкогольных напитков, в разных странах отличается по ассортименту. Главное условие, которое в Украине определяет принадлежность продукции к безалкогольному сегменту, изложено в примечании, приведенном в утратившем силу Государственном классификаторе продукции и услуг ДК 016-97. Согласно этому примечанию, термин «безалкогольные напитки» обозначает напитки с концентрацией спирта не более 0,5 об. %. При этом в ДСТУ 4069-2002, которым регулируются общие технические условия по безалкогольным напиткам, указано, что этот предельный показатель не относится к напиткам, изготовленным с использованием пряно-ароматического растительного сырья, виноматериалов, спиртованных соков, а также напитков брожения, для которых ограничением сверху является показатель 1,2 %. В этом стандарте содержатся термины и определения, характеризующие виды безалкогольных напитков на украинском рынке, а также классификации, сформированные по ряду признаков, а именно:


·     по внешнему виду – жидкие напитки (прозрачные и замутненные) и концентраты (порошко- и пастообразные, прессованные, гранулированные и пр.);

·      по степени СО2 – сильно-, средне-, слабо- и негазированные;

· по способу обработки – в разрезе пастеризации (не- и пастеризованные), по применению консервантов (используются / не используются), по технологии фасовки (холодная, горячая, асептическая фасовка).


Другими классификационными признаками являются способ обработки напитков брожения, вид сырья, его содержание в готовом продукте, назначение напитка и технология его изготовления. Отметим, что по многим указанным признакам ДСТУ 4069-2002 также нормирует минимальную стойкость безалкогольных напитков.


Наибольшим сегментом рынка безалкогольных напитков в Украине являются сладкие газированные воды с добавлением консервантов. Их популярность велика, абсолютный показатель потребления все еще растет. Однако существенные сдвиги происходят в структуре рынка. Тенденция к здоровому образу жизни, поддерживаемая активным рекламированием потребления столовых минеральных вод и натуральных соков, проявляется в сокращении доли ароматизированной газировки. При этом растет доля потребления функциональных и сокосодержащих напитков. Такие структурные изменения сказываются как на ассортиментной, так и на ценовой политике производителей. На рынке появляется дешевая лимонадная продукция, отвечающая низкому ценовому сегменту и в то же время развивается направление напитков высокой стоимости, что обусловлено использованием в их производстве натуральных компонентов. Еще одним приемом стимулирования потребления сладкой газировки является активация ностальгирования представителей старшего поколения, для которых выпускают относительно недорогие лимонады под марками советских времени («Ситро», «Тархун», «Дюшес»). Однако из-за отсутствия нормированной рецептуры эти напитки соответствуют прежним только по названию, что тормозит их распространение на рынке. Некоторый рост демонстрирует сегмент кваса и квасных напитков, но здесь также остро стоит проблема выбора качественной и полезной для здоровья продукции.


Популярность безалкогольных напитков обусловила проведение широкого спектра исследований этого важного компонента отечественного рынка пищевых продуктов. Одной из изучаемых характеристик является имидж напитков в глазах потребителя.


bezalkogolnye-napitki.png


Ключевой проблемой рынка является его существенная сезонность и связанные с этим проблемы загрузки производственных мощностей предприятий и организации продажи продукции в период низкой реализации. В среднем за период апрель – июль реализуется 50% выпущенной продукции. Решению этой проблемы также будет содействовать распространение на рынке безалкоголных напитков витаминизированных и сокосодержащих напитков. Что касается так называемых легких напитков (с пониженным содержанием сахара или полностью на сахарозаменителях), то их доля на украинском рынке невелика, а медики продолжают настаивать на их вреде для здоровья (иногда превышающем негативное влияние обычной сладкой газировки).


Внешнеэкономическая деятельность на рынке безалкогольных напитков характеризуется как не очень активная, на экспорт поступает примерно 7–10% произведенной продукции, импортируется на порядок меньше. Группа крупнейших операторов рынка уже несколько лет достаточно стабильна и состоит из ИП «Кока-Кола Бевериджиз Украина Лимитед», Корпорации «Оболонь», ООО «Аквапласт» и ООО «Сандора».


Рассматривая украинский рынок безалкогольных напитков целесообразно отметить и такие его особенности. Рынок формируется преимущественно отечественной продукцией. В последние годы доля импорта составляла 0,6–1,8%. Практически все сладкие воды разливают в ПЭТ-тару, среди  которой доминируют двухлитровые бутылки. Более полезная и экологичная стеклянная тара занимает до 1%. Линейка безалкогольных напитков крупных производителей регулярно обновляется, что сопровождается активными рекламными компаниями, а также привлечением отдельных производителей продукции на смежных рынках (шоколад, жевательная резинка, сигареты и пр.).


Сложность прогнозирования ситуации на рынке обусловлена тем, что с одной стороны рынок близок к насыщению и темпы его прироста уменьшаются. Сокращение покупательной способности населения приводит к уменьшению расходов на товары не первой необходимости, к которым относятся и сладкие газированные безалкогольные напитки. Потенциал же возможного роста вызван существенным отличием (в два–три раза) уровня потребления этой продукции среднестатистическим украинцем по сравнению с жителями большинства европейских стран (а показатель потребления в Мексике, например, превышает украинский более чем в 7 раз). Поэтому специалисты прогнозируют небольшой рост за счет функциональной и нишевой продукции.

 

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами