В Украине показатель потребления индюшатины составляет 1,5% от общего объема потребления мяса птицы – около 0,2-0,3 кг на душу населения. В Израиле этот показатель значительно выше и составляет 12 кг на душу населения, в Польше – 6 кг.
В 70-80 годах XX века в Украине была создана целая сеть промышленных и племенных хозяйств, специализирующихся на производстве индюшиного мяса. К ним относились:
Производство мяса индеек в Украине составляло 9,0-11,0 тыс. тонн ежегодно. В конце 90-х годов экономический кризис стал причиной снижения объемов производства. В 2002-2003 годах запустились отдельные птицеводческие хозяйства и фермы, отрасль начала постепенно возрождаться. В 2016 году поголовье индюков составило 1825 тыс. голов, что на 13,7% ниже количества поголовья в 2015 году
Рисунок. Динамика численности общего поголовья индюков в Украине в хозяйствах всех категорий в 1991-2016 гг., тыс. голов
Источник данных: Государственная служба статистики
Индюшиное мясо составляет 60% от общего объема рынка мяса, спрос на него все время увеличивается и оценивается количеством примерно в 90-100 тыс. тонн при внутреннем объеме производстве около 20-22 тыс. тонн. В Черновицкой области расположены производственные мощности многих предприятий-производителей индюшиного мяса. Наибольшим спросом мясо индейки пользуется в Днепропетровской, Харьковской и Киевской областях. Цена на индюшатину не высокая, что благотворно влияет на спрос.
Для Украины характерны следующие направления развития производства индюшатины:
Рынок индюшиного мяса в нашей стране далек от насыщения. Это связано с высокой стоимостью его производства по сравнению с курятиной. Спрос на мясо индейки растет ежегодно на 20-30%, а рентабельность бизнеса оценивается в 20-25%.
Для организации рентабельного производства мяса индейки в Украине и уменьшения зависимости отрасли от племенной импортной продукции, необходимо расширить сети товарных и племенных предприятий нашей страны в региональном разрезе.
В ближайшем будущем ожидается рост спроса на индейку со стороны мясоперерабатывающих заводов. Увеличение численности поголовья индейки приведет к становлению комбикормовой промышленности, что в дальнейшем обусловит развитие растениеводства, и уменьшит вывоз за границу фуражного зерна.
Создавая предприятие по производству индюшиного мяса, необходимо учитывать технологию производства данного вида продукции, которая включает следующие стадии:
1. Доставка суточных индюшат.
2. Напольное содержание индюшат от 1 до 5 недель с последующим переносом в птичники выращивания.
3. Посадка птицы из расчета 4,4 гол./м2 (50% - самцы; 50% - самки).
4. Забой птицы.
5. Первичная обработка сырого мяса.
6. Хранение тушей индейки или её отдельных частей в морозильных камерах до упаковки и транспортировки продукции.
Дисконтированный срок окупаемости проекта составляет 67 месяцев или 5,58 лет. Рентабельность продаж предприятия составляет 26,5%, т.е. каждый евро дохода будет приносить 0,265 евро чистой прибыли.
Рисунок. Дисконтированный период окупаемости