Перевозка зерновых в Украине – доклад аналитика Pro-Consulting на конференции «Транспортная логистика зерновых»
3094

Перевозка зерновых в Украине – доклад аналитика Pro-Consulting на конференции «Транспортная логистика зерновых»

С темой «Анализ рынка перевозок зерновых в Украине» выступила аналитик Pro-Consulting Марина Романюк на конференции «Транспортная логистика зерновых» 11 марта 2021 года.

С некоторыми тезисами доклада на предмет аналитики рынка логистики зерновых в разрезе видов транспорта в Украине предлагаем ознакомиться ниже.

Объемы перевозки зерна зависят, прежде всего, от того, каковы объемы сбора зерновой продукции. В 2019 году урожай зерновых был значительно больше, чем в предыдущие годы -  Pro-Consulting отмечает рост на 27,3%. 2020 год для агро рынка был менее удачным: урожая собрали меньше, соответственно, наблюдаем уменьшение объемов зерна на 17,6%. Низкий уровень урожая по сравнению с предыдущим годом связан с нетипичными погодными условиями в 2020 году.

Рекомендуем почитать об исследовании рынков оборудования для очистки и сушки зерна в Украине, Казахстане и Молдове

Динамика перевозок зерновых вполне логично соответствует динамике сбора урожая зерновых. В 2019 году в объемах перевозок зерновых видим рост на 29%, в 2020 - уменьшение объемов на 13,5%. Уменьшение объемов перевозки зерна, кроме уменьшения объемов урожая, связано и с влиянием пандемии COVID-19, поскольку значительную часть года действовали карантинные ограничения, что в первую очередь, повлияло на международные перевозки, в меньшей степени - на межрегиональные, а также повлекло общий спад экономической активности.

В структуре перевозок зерновых наблюдаем стабильный преобладание сегмента железнодорожных перевозок, в то время как доля водных перевозок зерновых (суммарно речных и морских) колеблется в пределах от 1% до 2%. Однако последние 5 лет на рынке наблюдается тенденция к росту доли автомобильных перевозок зерновых: с 26,9% в 2016 году до 30,9% в 2020. Несмотря на определенные бюрократические облегчение в сфере железнодорожных перевозок, автомобиль - более доступный способ перевозки для производителей зерна. Так, например, небольшим фермерам железная дорога фактически недоступна, потому что они не имеют достаточных объемов для того, чтобы арендовать вагоны. Поэтому по росту доли автомобильных перевозок можно говорить о возрастании роли малых хозяйств на рынке зерна в Украине.

Почитайте еще один материал о транспортной логистике зерновых

В структуре грузовых автомобильных перевозок зерновой сегмент составляет 10,5%, занимая третье место после перевозок руды и пищевых продуктов. В структуре железнодорожных перевозок перевозки зерновых составляют 11,5% и занимают четвертое место по объемам после каменного угля, руды и стройматериалов. В структуре водных перевозок перевозки зерновых составляет 15,7% после сегмента сыпучих грузов (без учета зерновых) и разного рода тарно-штучных грузов.

Изменения на рынке перевозок зерновых в 2020 году

Влияние пандемии

Автоперевозки зерновых

В 2020 году произошло повышение ставок почти вполовину, а также выросли сроки перевозок из-за очередей на границе. В целом, можно отметить и то, что из-за роста курса валюты многие компании откладывают обновление автопарка, что приводит к росту спроса на ремонт транспортных средств.

Железнодорожные перевозки зерновых

Резко негативная динамика отсутствует. Украинская железная дорога возобновила работу уже с мая 2020 года. Снижение количества пассажирских перевозок позволило увеличить количество грузовых перевозок, в том числе, и зерновых.

Возможно, вам пригодится материал об анализе рынка складской логистики в Украине – посмотрите

Водные перевозки зерновых

Водные перевозки можно отнести к наименее пострадавшей области. Несмотря на сложившуюся ситуацию в мире в сегменте грузовых перевозок наблюдается положительная динамика. Однако нестабильная ситуация на пограничных пунктах оказывает определенное негативное влияние на данный тип транспортировок.

Закон Украины «О внутреннем водном транспорте»

Данный Закон принят в декабре 2020 года и целью его является имплементация требований директив и регламентов ЕС в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Закон должен создать условия для конкурентного рынка речного грузового транспорта, что позволит увеличить грузопоток до 30 млн. тонн в год (для сравнения, в 2020 – 2500000 тонн) и получить экономический эффект в 13-16 млрд грн. При условии того, что внедрение Закона даст запланированный эффект, ожидается переориентация рынка на более экологичный и экономичный вид транспорта (то есть, речной) и экономии на ремонте дорог при уменьшении автомобильной нагрузки за счет увеличения водных перевозок.

Вам пригодится обзор рынка грузоперевозок автомобильным транспортом в Украине

В будущем рынок перевозок зерновых будет развиваться под влиянием следующих факторов

  1. Автоперевозки:
  • Цены на нефть и, соответственно, топливо для транспорта;
  • Ремонт дорог;
  • Весовой контроль (в разработке - 3 законопроекта).
  1. Железнодорожные перевозки:
  • Развитие частной тяги (экспериментально процесс запущен, однако ближайшие годы ощутимого влияния частной тяги на зерновые перевозки не прогнозируем)
  • Обновления вагонного парка.
  1. Водные перевозки:
  • Действие ЗУ о внутреннем водном транспорте;
  • Концессия портов - Ольвия (уже существует взаимодействие с Катаром), перспектива создания концессий в других портах.

Раз вы дочитали этот материал до конца, рекомендуем ознакомиться с аналитикой рынка зерна и элеваторных мощностей Украины.

Также вам пригодится аналитика рынка речных грузоперевозок в русле Днепра

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами