Транспортная логистика зерновых – выступление аналитика Pro-Consulting Нели Онищенко, 25.02.2020
5066

Транспортная логистика зерновых – выступление аналитика Pro-Consulting Нели Онищенко, 25.02.2020

С темой «Обзор и анализ транспортной логистики зерновых в Украине» выступила аналитик Аналитического департамента Pro-Consulting Неля Онищенко во время конференции «Транспортная логистика зерновых» 25 февраля 2020 г.

С некоторыми тезисами доклада относительно аналитики рынка логистики зерновых в разрезе видов транспорта в Украине предлагаем ознакомиться ниже.

  • Активное развитие сельского хозяйства, рекордные объемы производства зерна в течение последних лет и недостаточное количество внутренних перерабатывающих мощностей, побуждающее реализовывать зерно за границу, отразились на рынке транспортной логистики.
  • В 2019 году всеми видами транспорта было перевезено 68,2 млн тонн зерновых и продуктов помола, что на 23,6% больше по сравнению с 2019 г. и на 43,8% больше, чем в 2016 г. В структуре перевозок по видам транспорта наибольшая доля приходится на железные дороги, за ними идут автомобили.
  • Наибольший прирост показал речной транспорт. В 2019 г. по рекам было транспортировано 4,9 млн тонн зерновых и продуктов помола, что на 54% больше по сравнению с 2018 г. С 2016 года объемы выросли в 2,5 раза.
  • По сравнению с другими видами транспорта, преимущество речного транспорта заключается в том, что он позволяет перевозить крупные объемы грузов. Так, баржа грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков.

Однако существует ряд проблем, которые не позволяют использовать весь потенциал речных перевозок:

  1. Несовершенная и устаревшая публичная инфраструктура.
  2. Дефицит современного грузового флота.
  3. Несовершенное законодательство, которое не может обеспечить четкого регулирования рынка.
  4. Неконкурентные условия работы по сравнению с другими видами транспорта из-за чрезмерного налогового бремени.

В 2019 г. объемы автомобильных перевозок выросли на 16,1% - до 22,4 млн тонн. Стоит добавить, что цифра 22,4 млн тонн отражает только деятельность юридических лиц. Если же учитывать и перевозки физических лиц, то, по оценкам Pro-Consulting, объем в 1,5-2 раза больше и может составлять от 33 до 40 млн тонн. 

Читать про рынок грузоперевозок в Украине

Автомобили, кроме зерна, могут перевозить и другую сельскохозяйственную продукцию. В структуре перевозок на зерновые приходится 78,4%. Еще 21,6% приходится на другие с/х культуры, из которых: 4% - свежие овощи и фрукты, около 2% - сырое молоко, 2,3% - сахарная свекла и еще 3,3% - продукция лесного хозяйства.

Для большинства аграрных предприятий авто остается единственным возможным вариантом реализации собственной продукции. Если крупные предприятия не хотят рисковать из-за возможных простоев вагонов на железной дороге, то небольшие фермеры просто не имеют достаточного объема производства зерна для того, чтобы перевозить его по железной дороге или по реке.

Учитывая динамику предыдущих лет и рекордное производство зерновых в 2019 г., можно ожидать, что в 2020 г. перевозки автомобильным транспортом продолжат расти.

Объемы перевозок железнодорожным транспортом в 2019 году выросли на 23,2% - до 40,5 млн тонн. После снижения в 2018 г. (на 7,8%) из-за ряда проблем, связанных с процедурой аренды вагонов и дефицитом зерновозов, ситуация в 2019 г. несколько стабилизировалась.

В структуре отправлений по регионам лидерство занимает Полтавская область, на которую приходилось 14,5% всех отправлений. В пятерку также вошли Винницкая (10,5%), Черниговская (9,2%), Сумская (8,7%) и Хмельницкая (8 %) области.  Общая доля этих областей в структуре составила 51,2%.

Можно выделить несколько причин того, почему именно эти области занимают лидирующие позиции.

  • Данные регионы являются лидерами по объемам производства зерновых, в частности кукурузы и пшеницы. Так, например, в 2019 г. в Полтавской области собрали самый большой в Украине урожай кукурузы – 4,5 млн тонн. Исходя из того, что в структуре реализации 85% кукурузы и 64% пшеницы идет на экспорт, спрос на железнодорожные перевозки до морских портов в этих регионах выше.
  • Маршрутизация. Особенностью железнодорожных перевозок является то, что они привязаны к путям и перевалочным станциям. Железнодорожные маршруты в Украине не могут охватить все районы выращивания зерновых.
  • Основными станциями назначения стали станции Черноморская, Черноморск-Порт, Одесса-Порт, Николаев-грузовой, Жовтневая. На них приходилось почти 84% перевезенного зерна.

Смотреть готовое исследование: рынок речных грузоперевозок в русле Днепра. 2020 год

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами