Рынок яичных продуктов: выгода в сухом остатке
1836

Рынок яичных продуктов: выгода в сухом остатке

Производство яичных продуктов сравнительно молодая отрасль в Украине. Несмотря на богатую сырьевую базу, производство продуктов из яиц начало активно развиваться лишь с 2005 года. В короткое время производители смогли оценить экспортный потенциал данной продукции. За последнее десятилетие объем выпуска яичных продуктов был увеличен на порядок.

Отрасль имеет значительный потенциал для дальнейшего роста за счет увеличения внутреннего потребления. Производители пищевых продуктов, в рецептуру которых входят яйца, до последнего времени не спешили переходить на использование яичных продуктов, предпочитая отработанные технологии. Но прогресс не стоит на месте, и внутриукраинское потребление яичных продуктов начало постепенно увеличиваться.

В отличие от внутреннего, на внешнем рынке наблюдается значительный спрос. Первые партии украинских продуктов из яиц были отправлены в 2007 году в Тунис. Украинские компании не испытывают никаких проблем с сырьем, но для успешного выхода на международный уровень с высококачественной продукцией им необходимо было приобрести соответствующее оборудование. На сегодняшний день количество компаний, производящих яичные продукты на экспорт в Украине все еще незначительно. Лидерами отрасли являются «Авангард» и «Овостар».

Кризисные явления, поразившие экономику страны, не обошли стороной и производство яичных продуктов. Они привели к тому, что экспорт этой продукции, который до 2015 года демонстрировал стабильный рост, в 2015 году упал на 40%. Причинами такого обрушения стали общее ухудшение экономической ситуации, сокращение сырьевой базы и изменение структуры продаж основных операторов.

В 2016 году падение экспорта продолжилось, хоть было и не таким значительным. Причем, если в натуральном выражении поставки за границу снизились всего на 3,3%, по в денежном выражении падение оказалось более значительным – на 15,3%. Произошло это из-за увеличения в структуре экспорта доли более дешевых продуктов.

Вместе с тем, перспективы для увеличения поставок продуктов из яиц на внешние рынки значительны. По результатам 2015 года ТОП-5 стран-импортеров яичных продуктов украинского происхождения выглядит следующим образом: Дания, Иордания, Пакистан, Таиланд, Египет. По регионам украинский экспорт распределяется следующим образом: страны ЕС (53% в денежном выражении), регион MENA (28%), Юго-Восточная Азия (11%) и страны Дальневосточного региона (2%). Драйвером роста экспорта является постоянно увеличивающийся спрос на украинскую яичную продукцию на рынке Европейского Союза. Этот регион был открыт для производителей отрасли только в 2014 году, и всего за три года выручка от продаж в ЕС выросла почти в 9,5 раз – с $3млн до $28,2 млн.

Динамика украинского экспорта яичных продуктов в страны ЕС, млн.$

Источник: Государственная служба статистики Украины, Pro-consulting

Сухие яичные продукты обладают большим экспортным потенциалом из-за длительного срока хранения. Они могут перевозиться на значительное расстояние без потери потребительских качеств, в отличие от жидких яичных продуктов, срок годности которых ограничен и не превышает 28 дней. К тому же жидкие продукты из яиц значительно дешевле сухих, что иллюстрируется ситуацией с экспортом продукции отрасли в 1 полугодии 2017 года. Если в натуральном выражении объемы поставок за границу сохранились на уровне 1 полугодия 2016, то в денежном эквиваленте наблюдается уменьшение на 58%, что соответствует пятилетнему минимуму по этому показателю. Такая ситуация сложилась как раз из-за изменения структуры реализации путем увеличения доли жидких продуктов и уменьшения цены.

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами