1451

А. Соколов: «Зміни, які пропонує МВФ для України можут не бути ефективними в умовах падіння економіки». Коментар для UBR.ua (повна версія)

1.    Как вы расцениваете предлагаемые МВФ изменения в Налоговый Кодекс? Насколько они оправданы?

 

Изменения, которые предлагает МВФ могут быть не эффективными в условиях падения экономики Украины. Повышение налогов, а также отмена льгот для некоторых бизнес направлений, скорее будут иметь больше негативных последствий, чем позитивных. Ведь как показывает практика, украинцы при каждом повышении тарифов или налогов все активнее уходят в «тень». Данные меры, очевидно, направлены на возврат предыдущих заимствований и, к сожалению, не учитывают особенности украинской экономики.

 

2.    Как эти изменения (в случае их принятия украинским правительством) повлияют на бизнес-климат в стране? Как они будут восприняты бизнесом?

 

В случае если все эти меры будут приняты в полном объеме, то они отрицательно повлияют на бизнес-климат в стране. В такой ситуации бизнес, к сожалению, будет искать пути обхода налогообложения и уходить в «тень», соответственно, эта тенденция отрицательно отразится на поступлениях в бюджет, последующих выплатах по заимствованиям, а также может вызвать очередной виток нестабильности национальной валюты.

 

3.    Какие из предложенных МВФ изменений на ваш взгляд могут быть одобрены Кабмином и поддержаны депутатами при летнем пересмотре Налогового Кодекса?

 

Наиболее вероятными могут стать повышение акцизов для алкогольной отрасли и повышение налога на доход предприятий. Однако не исключены другие варианты развития ситуации, которые могут стать следствием проведения переговоров Украины и МВФ. Стоит отметить, что при дальнейшей рецессии украинской экономики, а также повышении налоговой нагрузки, при стабильно падающей гривне, стране, возможно, придется вновь реструктурировать свои долги.

 

4.    Есть ли на ваш взгляд альтернативные источники наполнения бюджета без ужесточения налоговой нагрузки?

 

Главным альтернативным источником, который теоретически может позволить смягчить либо отсрочить повышение налогов – приватизация государственных предприятий на открытых аукционах. Из более долгосрочных и менее вероятных – меры, направленные на детенизацию экономики. Второй вариант также усложняется общим деловым климатом в Украине и отсутствием точных данных по объемам, которые реально вывести из тени. Но расчеты, осуществляемые МВФ, подразумевают лишь подсчет средств, которые можно оценить. Деньги «в тени» к таким средствам не относятся, поэтому этот вариант в ближайшее время не является вероятным.

В целом, сбалансированная налоговая реформа реальна только после того, как будут проведены реформы в социальной сфере: переход на накопительные счета в пенсионном фонде, страховую медицину, увеличение средств на научные разработки и перераспределение средств в сфере образования. При этом можно будет говорить и о снижении ставок кредитования банковского сектора, которые позволят наполнить реальный сектор экономики необходимыми средствами для дальнейшего развития.

 

5.    Складывается впечатление, что МВФ преследует лишь цель поддержания платежеспособности Украины в вопросе погашения ранее взятых долгов, но не улучшения ситуации в промышленности, МСБ и платежеспособности населения, разделяете ли вы это мнение?

 

На сегодня МВФ предлагает Украине жесткий план действий для роста в долгосрочной перспективе. При этом важно отметить, что чем дольше экономика будет находиться в руинах, тем серьезнее будут выдвигаться требования к правительству и бизнесу по понятным причинам (при такой ситуации растут риски невозврата заимствований). Для выхода экономики из пике, необходимо, чтобы заработала промышленность, для этого нужно ее модернизировать и искать рынки сбыта. В противном случае новые заимствования от фонда будут направляться лишь на погашение старых кредитов, что не эффективно для экономики страны, особенно при девальвации гривны. Выходом в ситуации может стать сбыт украинских товаров на внешних рынках (однако речь идет о товарах с наибольшей добавленной стоимостью, но не сырья).

Предлагаемые МВФ меры помимо налоговой реформы – установление адекватных коммунальных тарифов, переход в режим плавающего курса, сокращения субсидирования населения – являются логичными для полноценного наполнения бюджета и формирования фундамента для дальнейшего роста. Ситуация в промышленности, МСБ и, как следствие, доходах населения, не улучшится от очередного кредита, для этого как раз необходимо проводить резкие и «непопулярные» реформы.

В дальнейшем снижение налогов и акцизов будет обязательным, но его можно будет осуществить только тогда, когда поступления в бюджет будут стабильно превышать его расходы.

 

6.    Если Украина не поддержит вышеуказанные изменения, каковы шансы что мы получим очередной транш МВФ и сопутствующую помощь от мировых финансовых организаций? Насколько нам необходимы сейчас эти средства?

 

Очередной транш МВФ нужен Украине для сохранения  сбалансированного бюджета и выхода на запланированные в начале года показатели, наполнения валютных резервов и формирования образа надежного финансового партнера, что в свою очередь, приведет к новым инвестициям, в том числе, в промышленность, малый и средний бизнес. При этом важно направлять средства под конкретные проекты, в реальный сектор экономики, тогда это будет наиболее эффективно.

 

дивитися наступну новину

Інші новини

Зв'язатися з нами