Украина обладает прекрасными условиями не только для выращивания зерновых культур, но и развития животноводства как мясного, так и молочного. А последнее обеспечивает сырьевую базу для такого направления агробизнеса, как сыроварение. По идее украинским сыром должен быть заполнен внутренний рынок, а его экспорт приносить существенные валютные доходы государству.
На самом же деле ситуация пока развивается по противоположному сценарию. По данным Гостаможслужбы, за прошлый год экспорт сыров из Украины в денежном выражении оказался на 12,7% меньше, чем годом ранее, и составил всего 26,9 млн долларов. В то же время импорт сыров вырос сразу на 60% и превысил объем экспорта в четыре раза. То есть крупные украинские производители сыра уступают зарубежным коллегам не только международный, но и собственный рынок.
Между тем, выход на украинский рынок сыра перспективен не только наличием мощного сырьевого фундамента, но и своей еще недостаточной развитостью. В нашей стране потребляется около пяти килограммов сыра в год на каждого жителя, тогда как рекомендованная норма составляет 11 кг, а среднеевропейский уровень потребления достигает 19 кг. Это означает как наличие огромного потенциала роста внутреннего рынка, так и возможностей для экспорта сыра на емкие рынки соседних стран.
Если вы читаете этот материал, вас может заинтересовать статья о бизнес-идее производства молочной продукции
Несмотря на то, что поток в Украину импортного сыра резко возрос, нельзя сказать, что отечественное сыроварение находится в абсолютном упадке. Специалисты насчитывают в нашей стране несколько сотен видов сыра собственного производства, но дело в том, что производят эти многочисленные виды маленькие сыроварни, работающие при небольших молочных фермах. Сырные гурманы могут попробовать в Украине сыры не только из коровьего, но и из козьего, овечьего и даже буйволиного молока. Вся эти крафтовые сыры представляют собой нишевую продукцию и практически не поступают в широкую продажу.
Украинские фермеры обычно реализуют бизнес-идею сыроварения одним из двух путей:
Для реализации любой бизнес-идеи необходим бизнес-план. Составить бизнес-план необходимо не только в случае привлечения банковского кредита или обоснования объема инвестиций инвестору, но и для собственного понимания, как правильно вкладывать деньги в свой же проект
Первый путь легче, потому что на выходе получаются уже хорошо известные потребителю виды сыров, которые лучше распродаются. Второй путь, хоть и труднее в плане реализации продукции, но значительно более интересный и перспективный. Ведь если удастся получить самобытный сыр с уникальным вкусом и ознакомить с ним достаточный круг любителей, то можно приобрести гарантированную и абсолютно лояльную аудиторию потребителей. Ярким примером такого успеха может служить продукция сыроварни в селе Нижнее Селище Хустского района Закарпатской области. Их сыр «Нарцисс Карпат», в послевкусии которого чувствуются нотки горных трав, уже обрел и популярность, и любовь среди сырных гурманов нашей страны и зарубежья.
Знающие люди знают, что, чтобы попробовать украинскую версию итальянской бурраты, можно поехать в город Борисов Киевской области, а аналог французского кротена прекрасно варят во Львовской и Кировоградской областях. Известный итальянский сыр с мытой корочкой – таледжио хорошо получается у семьи сыроваров из Музычей, что под Киевом – он называется «Музыньер», а сыр с голубой плесенью, похожий на рокфор, выпускается в Кировоградской области под названием «Голубая мечта».
Бизнес-план организации молочной фермы (на 560 дойных коров) уже можно купить в каталоге готовых проектов на нашем сайте
Все эти примеры лишний раз доказывают верность утверждения, что целеустремленному человеку под силу достичь вершин в любом деле, которое ему интересно. В нашей стране есть немало как любителей сыра, так и тех, кому нравится процесс его производства, поэтому будущее украинского сырного рынка за отечественными сыроварами.