По результатам маркетингового исследования, проведенного компанией Pro-Consulting можно смело утверждать, что рынок молочных продуктов продолжает находиться под влиянием нисходящего тренда. С 2016 по 2019 год поголовье коров сократилось на 300 тыс. голов или на 13,6%.
Уменьшение молочного стада было бы не так страшно, если бы оно компенсировалось ростом его общей продуктивности, но этого не происходит. По итогам 10 месяцев 2019 года производство молока снизилось на 400 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. Всего же, по предварительным оценкам, в прошлом году в Украине было надоено 9,7 млн тонн молока, и это является антирекордом за все годы независимости нашей страны. Сегодня можно только с грустью вспоминать начало 90-х, когда Украина находилась на шестом месте в мире по выпуску коровьего молока с объемов в 18 млн тонн.
Читать про бизнес-идею производства молочной продукции
Однако, несмотря на сокращение производства, потребление молока в нашей стране не падает, поскольку выпадающие объемы успешно замещаются импортом. Так, за первые три квартала 2019 года поставки из-за границы несгущенного молока и сливок выросли на 137,7%, животного масла – на 69%, сыров – на 61,4%, кисломолочной продукции – на 30,1%. Всего же импорт молочной продукции увеличился на 49% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
За тот же период экспортные показатели украинской молочки упали, хоть и не так сильно, как вырос импорт. Общее снижение за 9 месяцев прошлого года составило 7,5% по сравнению с таким же периодом 2018-го. Больше всего пострадал экспорт масла – минус 44,7%, казеина – минус 23,6%, молочной сыворотки – минус 17,3%, сыров – минус 15%. Справедливости ради следует упомянуть, что за тот же период на 23,8% вырос экспорт молока и сливок, на 12,9% - кисломолочной продукции, на 5,9% - сгущенного молока.
Читать про рынок кондитерских изделий в Украине
Понятно, что молочная отрасль Украины в текущем ее состоянии не сможет успешно развиваться без государственной поддержки. Ее продукция попросту проигрывает конкуренцию иностранным производителям, регулярно получающим дотации из бюджета. Например, Турция, которая сейчас производит примерно столько же молока, сколько Украина в начале 90-х, защитила свой рынок высокими таможенными ставками и выделяет государственные субсидии на наращивание поголовья коров, модернизацию ферм, стимулирование экспорта.
Читать про рынок йогуртов в Украине
В Украине стратегия развития молочной отрасли до 2025 года находится пока еще в стадии разработки. Она, по данным президента Национальной академии аграрных наук Украины Ярослава Гадзало, предусматривает увеличение молочного стада до 2,76 млн голов и средних надоев в аргопредприятиях до 7-7,5 тонн на корову в год. Будет уделено внимание и переработке молока, в частности, повышению энергоэффективности, внедрению мембранных технологий и расширению линейки продукции. Для зашиты внутреннего рынка планируется ввести тарифное квотирование импорта, зеркальных квот на поставки молочной продукции из ЕС, усилить борьбу с фальсификатами.
Что такое анализ рынка – читать
В случае принятия заявленной стратегии развития молочной отрасли Украины, преобладающие тенденции, несомненно, изменятся, и компания Pro-Consulting продолжит знакомить аудиторию с новыми результатами анализа рынка молочной продукции.
Компания Pro-Consulting подготовила для Вас короткий перечень готовых проектов на данную тему. Ознакомиться с проектами можно, перейдя по ссылкам: