Украинцы стали тратить денег на еду почти в два раза больше, чем 5 лет назад – расходы на продовольствие выросли на 75%. При этом 12% всего бюджета отдают за сладости. Последние несколько лет рынок кондитерских изделий в Украине активно развивается.
Об этом свидетельствует тот факт, что украинские производители сладостей традиционно входят в мировые ТОП-рейтинги кондитеров. В 2017 году по результатам мирового рейтинга специализированного издания Candy Industry, корпорация «Roshen» заняла 24 место с объемом чистых продаж в $800 млн., «Konti» – $469 млн, а «АВК» оказалось на 67 месте с уровнем чистых продаж в $275 млн. В лидерах рейтинга – корпорации Mondelez International (2 место) и Nestle (5 место), которые владеют отечественными брендами «Свиточ» и «Корона».
Конкуренция на внутреннем рынке сладостей достаточно большая. В отрасли насчитывается около 750 компаний. Крупным производителям с долей рынка в 10% приходится бороться за внимание покупателя с небольшими местными операторами и торговыми сетями с собственными пекарнями. Причина такой активности в том, что украинцы – сладкоежки. Страна входит в десятку любителей сладостей в мире и потребляет около 15 кг кондитерских изделий на человека ежегодно. В тоже время как в США – всего лишь 10 кг.
За первый квартал этого года, наши сограждане всего на продовольствие потратили 63 млрд гривен, сообщает Госстат Украины. При этом больше всего (4,5 млрд грн), они заплатили за сладости. Вкусовые предпочтения украинцев разнятся по возрастным категориям – молодёжь, в большей степени, потребляет батончики и шоколадки, люди среднего возраста и пенсионеры больше любят мучную продукцию. В тоже время у всех категорий потребителей активным спросом пользуются конфеты и печенье на развес.
Украинский кондитерский рынок с 2017 года активно растет, однако так было не всегда. С 2014-го года производителям приходилось «несладко» – сокращались объемы потребления и менялись предпочтения покупателей – украинцы выбирали более дешевые продукты и отказывались от шоколада, переходя к мучным и другим более доступным видам сладкого. Упали и объемы производства, а на территории боевых действий закрылись несколько крупных производственных предприятий. Так, фабрики компаний «Конти» и «АВК» в 2014 году временно приостановили выпуск продукции для украинского и мирового рынков.
C 2013 по 2014 год в результате кризиса экспорт просел почти на 31% и составил 281 тыс. тонн. Украина лишилась главного покупателя кондитерских изделий – России (48% экспорта) и нужно было время и силы, чтобы переориентироваться на западный рынок и восстановить прежние объемы.
В прошлом году Украина экспортировала сладостей на $404,7 млн, что на 15,6% больше, чем в 2016 году. Доля РФ стала меньше процента, а основными потребителями стали такие страны СНГ, как Казахстан (13%), Беларусь (12%) и Молдова (7%).
2018 год может по праву называться «шоколадным». По данным Министерства экономического развития, в І квартале этого года его экспорт вырос более чем на 30%. Шоколад – самый популярный кондитерский продукт в ЕС. Европеец съедает около 5-6 кг шоколада в год, украинец – только 2 кг. Поэтому поставки этого товара в Европу очень перспективны. В прошлом году в ЕС экспортировали более 10 тыс. тонн.
Всего с января по март Украина продала за границу шоколада на 40 млн долларов, это на 25% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Главными покупателями отечественного лакомства стали ЕС, Казахстан, США, Беларусь и Азербайджан. К тому же украинские производители вышли и на крупные азиатские рынки, в частности, в Малайзию.
Среди других направлений украинской кондитерской отрасли активно развивается рынок вафель. Несмотря на высокую конкуренцию, наличие крупных производителей, представленных во всех регионах страны и высокую насыщенность продукцией, на рынке есть свободные ниши, в частности, в снековой группе и в группе вафельной продукции для диабетиков с заменителями сахара.
Около 22% произведенных в Украине вафель экспортируется. Среди главных потребителей продукта такие страны как Румыния, Грузия, Казахстан. И если до кризиса почти треть продукции поставлялась на рынок РФ, то в 2017 году больше всего вафель Украина поставила на рынок Ирака – 15,6%.
Однако не со всеми потребностями рынка отечественные кондитеры справляются. Украинский покупатель насытился традиционными вкусами и решил пробовать новое – импорт «макарон» (печенье из миндальной муки), пирожных и тортов из зеркальной глазури, бельгийских вафель, рахат-лукума и других восточных сладостей растет.
По прогнозу издания National Restaurant News, одним из главных трендов мировой кондитерской индустрии ближайшее время станут веганские угощения, взбитые кокосовые сливки и мороженое, поэтому украинским кондитерским компаниям еще придется бороться за внутреннего потребителя с иностранными производителями сладкого.
Компания Pro-Consulting подготовила для Вас короткий перечень готовых проектов на данную тему. Ознакомиться с проектами можно, перейдя по ссылкам: