Окончание. Начало обзора (об экспорте зерновых) читайте здесь
Экспорт овощей, плодов и орехов, который намного более рентабельный, пока в Украине очень слаб. Ведь этим бизнесом в основном занимаются малые и средние компании: вести его на больших площадях сложно.
Да и логистические мощности, оборудование для переработки и хранения плодов, овощей и орехов не соответствуют даже тому потенциалу их выращивания, что есть в Украине.
Наиболее рентабельный в этой группе грецкий орех. Отличная тенденция, что его берут на экспорт уже не только в скорлупе но и без — это уже какая-то степень его переработки.
И все же значительная доля украинского грецкого ореха, что поставляется на внешние рынки без скорлупы, не достаточно целостный, а значит идет не на готовые снеки, а на ореховое масло, в косметическую и фармацевтическую промышленность.
На украинском рынке появляется все больше интересных игроков, хотя возврат инвестиций в этой отрасли достаточно долгий. 10 лет нужно, чтобы ореховый сад начал давать крупные партии для экспорта. Зато после этого инвестиции возвращаются быстро — за 1-3 года.
География основных экспортных потребителей украинских орехов ежегодно сильно меняется. Это связано с универсальностью использования грецких орехов. Спрос может исходить от самых разных стран, и наши трейдеры могут выбирать, кому продавать и по какой цене.
Так, в 2017 году ключевые позиции в экспорте занимали Франция и Греция — туда Украина продавала по наиболее высоким ценам.
Кроме того, орехи — отличный заменитель животного белка, и могут вполне вытеснить зерно-бобовые культуры в тех странах, где развит тренд здорового, в том числе вегетарианского питания. А также в Индии и других странах ЮВА, где традиционно мяса потребляют немного.
Постепенно наращивает объемы потребления орехов Китай — растет его население и доходы, и они заинтересованы в поиске новых интересных направлений. Например, перспективно производство молока и масла грецких орехов.
Холодный прием
Основные ягоды, которые экспортируются из Украины, — малина, клубника, черника и голубика. И свежие, и замороженные. Очень выросла в последние годы заморозка, и за счет этой отрасли хорошо развивается экспорт.
На замороженные ягоды больше спрос переработчиков, их проще перевозить, они меньше портятся, то есть снижаются риски при транспортировке.
Однако в 2017 году многие украинские предприятия стали испытывать дефицит рабочей силы на сборе ягод, особенно в сегменте черники и голубики. Люди выезжают на аналогичные работы за границу, особенно, в Польшу, где их труд оплачивается лучше. Поэтому хозяйствам сложно удерживать сотрудников, чтобы сохранять свои позиции на экспортном рынке.
Еще одна угроза, которая исходит от Польши, — она является крупнейшим переработчиком и в принципе игроком на плодово-ягодном рынке. Вся продукция и из этой страны, и через нее отправляется дальше в Европу. Это соки, концентраты, джемы.
Украина стремится соперничать с Польшей, однако мощностей и инвестиций не хватает. Если в отрасле не будут расти зарплаты, то отток рабочей силы из нее продолжится.
В то же время доля ягод быстрой заморозки, по нашим прогнозам, вырастет, потому что это сравнительно инновационная технология, которой сегодня пользуются все больше аграриев.
Ягоды — продукт с очень высокой рентабельностью, и спрос на них все равно будет расти. В том числе и потому, что в Европе и США развивается культура здорового питания.
Но экспортировать в Америку более рискованно из-за сложной логистики, поэтому основным рынком сбыта для Украины остается Европа. В Старом Свете неудовлетворенность спроса в разных странах составляет, по нашим данным, от 10 % до 70 %.
Не везет
Основной риск на рынке экспорта всей агропродукции для наших предприятий — это в первую очередь низкий уровень кредитования. Риск для международных инвесторов — экономическая и политическая нестабильность в стране, коррупция.
Поэтому инвесторы предпочитают выбирать менее рисковый, хотя и менее рентабельный продукт в другой стране.
Инфраструктурный потенциал в Украине — особенно, речная и морская логистика — развивается, но еще пока очень далек от того, чтобы эти виды транспорта играли существенную роль в развитии экспорта.
У Украины есть потенциал по площадям, по технологиям выращивания, но по транспортировке — очень низок. Это приводит к тому, что часть продукции портится по дороге, и как следствие многие экспортные стратегии просто не работают.
Тем не менее, есть и перспективы. Экспорт продолжает взлетать на фоне мирового потребления в странах Азии и Африки. Они растут численно и финансово и заинтересованы в украинской продукции.
Доля овощей, фруктов и орехов в структуре экспорта будет расти, но это увеличение будет медленным, так как его основной двигатель — малый и средний бизнес. Чтобы эта отрасль развивалась, компании в ней должны появляться тысячами. И они должны выращивать продукцию в достаточно больших объемах для поставок за границу.
Но кредитование, которое позволяет быстро и эффективно запустить это бизнес, не позволяет этому произойти из-за дороговизны кредитов.
Позитивная тенденция: будут постепенно развиваться квоты на поставки продуктов в ЕС. Хотя это не станет решающим фактором для экспорта большинства товаров. Сегодня они интересны, наверное, только для поставщиков меда.
Но и в случае меда за несколько недель до Нового года, когда открываются эти квоты, на границе уже стоят очереди, и кто первый проезжает, тот и проходит по квоте. А дальше — плати 30 % пошлины, и торговать с Европой украинцам становится уже не так интересно.
Для Украины сегодня важно максимально расширить сотрудничество с зарубежными рынками, инвестировать в транспортную инфраструктуру, которая позволит перевозить любые грузы на любые расстояния.