Параметры украинского рынка бетона зависят от состояния строительной отрасли страны. В современном строительстве широко используется монолитно-каркасная технология, при которой для возведения 1м2 новостройки требуется около 1,2 м3 товарного бетона. Именно этот метод строительства позволяет в сжатые сроки возводить объекты произвольной конфигурации и обеспечивает высокие характеристики прочности и долговечности при высотном строительстве.
Объем строительных работ в нашей стране в денежном выражении за последние три года стремительно увеличивался. Особенно сильный рост строительного рынка был зафиксирован в 2017 году, когда он составил 43,3% по сравнению с 2016-м.
Такая положительная динамика строительства явилась катализатором роста выпуска товарного бетона. Так как время его пригодности к использованию составляет всего несколько часов с момента приготовления, то украинский бетон используется для возведения объектов только внутри страны. Экспорт и импорт данного товара отсутствуют.
Снижение емкости рынка бетона в 2014-2015 годах объясняется потерей как производственных мощностей, так и рынков сбыта на неподконтрольных территориях. После начала стабилизации экономической ситуации в 2016 году, емкость рынка не только восстановилась, но и превысила показатель 2013 года.
Особенностью рынка бетона в Украине является смещение фокуса основного спроса с марки 200 на марку 300. Это объясняется сокращением объемов частного строительства, где используется низкомарочный бетон. Для возведения крупных объектов требования к бетону повышенные, а так как объемы такого строительства росли, то и высокомарочного бетона требовалось больше.
В агросекторе повышается спрос на сульфатостойкий вид бетона. Он используется при строительстве объектов, на которых конструкции контактируют с агрессивной средой. К таким объектам относятся комплексы по выработке энергии из альтернативных источников, что актуально для современной Украины.
Специальные виды бетона, разрабатываемые для использования при возведении сложных индустриальных комплексов, сегодня не актуальны. Задачи, стоящие в настоящее время перед строительной отраслью, решаются с помощью составов, уже зарекомендовавших себя на рынке. Именно над их совершенствованием в плане снижения себестоимости при сохранении потребительских свойств и работают лаборатории компаний-производителей.
При выборе конкретного поставщика бетона приоритетом является его качество и репутация бренда производителя. В условиях недостатка у застройщика оборотных средств немаловажной является готовность поставщика взять на себя часть финансовой нагрузки и предоставлять бетон в кредит.
Приоритетным для застройщиков является вариант работы, при котором производством, доставкой и укладкой бетона занимается одна компания. Такая организация процесса позволяет достичь максимальных показателей его эффективности и качества. Менее предпочтительным является вариант, когда производитель бетона осуществляет его доставку на стройку, а непосредственное строительство ведется другим субъектом. Самой неэффективной считается схема, при которой производством, доставкой и использованием бетона занимаются три различные организации. Поэтому преимущество на рынке имеют интегрированные компании, имеющие как производственные, так и строительные подразделения.
Анализ показывает, что дальнейшее развитие рынка бетона в Украине будет зависеть не только от динамики на строительном рынке, но и вида объектов, которые будут возводиться. Например, толчок к увеличению производства может дать переход в дорожном строительстве на цементобетонные дороги, который лоббируется ассоциацией «Укрцемент».
Для сохранения конкурентоспособности в среднесрочной перспективе, участникам рынка бетона необходимо будет уделять внимание повышению энергоэффективности производства, соблюдению европейских стандартов качества и борьбе с фальсификацией их продукции.
Компания Pro-Consulting подготовила для Вас короткий перечень готовых проектов на данную тему. Ознакомиться с проектами можно, перейдя по ссылкам: