Украинский рынок логистических услуг находится на этапе своего развития и становления, тем не менее, уже отличается достаточно высокой конкурентоспособностью. По данным Мирового Банка, наша страна в 2016 году заняла 80-е место среди 160 стран по уровню эффективности логистических услуг. Несмотря на тот факт, что в 2014 году Украина занимала 61 место в данном рейтинге, эксперты говорят о том, что отечественную сферу логистических операций в ближайшем будущем ждет дальнейшее развитие и улучшение показателей. Способствовать этому будет, среди прочих факторов, выход на европейских рынок.
Основными сильными сторонами логистической отрасли в Украине являются соблюдение сроков доставки и надлежащие оформление всей документации, высокий уровень логистического охвата и возможностей отслеживания грузов, а также развитая инфраструктура.
Вместе с тем, рост рынка ограничивается рядом негативных факторов, среди которых – сложности таможенного оформления грузов, необходимость улучшения компетентности и качества логистических услуг, а также набора новых квалифицированных кадров, неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры.
Украинский рынок логистических услуг в 2017 году характеризуется постепенным наращиванием объемов грузоперевозок. Начиная с 2012 года в сегменте отмечалось снижение эффективности, а уже к 2014 году обороты отрасли достигли минимальных показателей, потеряв 11% п.п. Причинами падения стало снижение покупательской способности и доходов населения в B2C и С2С секторах, а также общее снижение объемов производства и кризисные явления экономики в сегменте В2В. Кроме того, падению показателей способствовала общая тяжелая экономическая и политическая ситуация в стране, аннексия Крыма и начало военных действия на Донбассе. Эти события спровоцировали сокращение рынка сбыта и клиентской базы перевозчиков.
Первый квартал текущего года ознаменовался положительной динамикой и ростом показателей по сравнению с 1 кварталом 2016 года на 13,5%. Улучшение ситуации связано со стабилизацией цен на энергоресурсы, курса валют и доходов населения.
Кроме того, одной из ключевых тенденций рынка логистических услуг в нашей стране является увеличение доли автомобильных перевозок (см. диаграмму ниже). За период с 2012 по 2016 года был зафиксирован рост более чем в 2 раза. Железнодорожные, водные и авиационные перевозки, в то же время, практически не изменились в объемах. Снижение, связанное с сокращением поставок газа из России, отмечается только в сегменте грузооборота трубопроводным транспортом с 29,2% до 16,6%.
Кроме того, в нашей стране начиная с 2015 года, отмечается значительное увеличение количества и объемов маршрутных перевозок за счет увеличения количества продаж в онлайн-сегменте. Это объясняется падением доходов населения и, как следствие, желанием потребителей приобретать товары в иностранных и национальных Интернет-магазинах. Больше всего украинские покупатели приобретают электронику (50%), одежду (29%), косметику и парфюмерию (10%).
Фактор сокращения покупательской способности населения также стал причиной уменьшения объемов предоставляемых логистических услуг. Чтобы удержаться на рынке, компании-перевозчики стремятся улучшать качество сервиса или же принимают решение о закрытии. В 2015 году конкуренция в сфере логистических услуг снова начала увеличиваться в силу появления новых игроков (например, таких, как компания курьерской экспресс-доставки DelFast).