Соковая продукция, кроме собственно самих соков, представляет собой сокосодержащие морсы, нектары и напитки. В последние годы отечественный рынок такой соковой продукции постоянно сокращается. Во многом это обусловлено экономико-политической ситуацией в Украине и как следствие таковой – сокращением рынков сбыта.
Если в 2013 году в натуральном выражении емкость рынка соков составляла 624,8 тыс. тонн, то уже в 2014 году этот показатель сократился на 4,5%. А в следующем году рынок соковой продукции упал еще на 40,7% и составил 353,8 тыс. тонн. Начиная с 2008 года, внутренний рынок совой продукции сократился практически вдвое.
По данным аналитического исследования Pro-Consulting, предложение соковой продукции в Украине превышает существующий спрос, т.к. для украинцев соки не являются товарами первоочередного спроса.
Емкость рынка соков
(Украина, 2013-2015гг., тыс. тонн)
Нужно отметить, что сокращение касается продаж в натуральном выражении. Если говорить о емкости рынка, выраженной в гривнах, то здесь наблюдается тенденция роста. Причина этого банально проста – валютные колебания и удорожание производства приводят к арифметическому повышению цен.
На падение объемов продаж сока существенно повлияло закрытие российского рынка, однако это стало и неким позитивным моментом, а именно, стимулировало отечественных производителей к поиску новых каналов сбыта и диверсификации экспортных поставок. По данным исследования Pro-Consulting, основные страны которые сегодня закупают украинский сок – это Беларусь, Молдова, Казахстан, Австрия, Польша, Германия.
Один их основных экспортных продуктов – яблочный сок, который украинские производители поставляют в виде концентрата. По данному направлению Украина входит в пятерку ведущих мировых поставщиков вместе с Китаем, Польшей, Чили и Австрией. Размер этого рынка в мире оценивается в 2,1 миллиарда долларов. Интересно то, что 1/5 продаваемого Польшей концентрата – это украинский сок, уходящий на реэкспорт. Крупнейшие импортеры сока сегодня – США, Россия, Япония и Австрия.
Исследуемый рынок в Украине представлен продукцией многих отечественных производителей, доля которых составляет более 95% от общего предложения. Остальные 5% приходится на импортные товары. В частности, среди поставок из-за границы присутствуют не только готовые соки, но и концентраты. Из них в дальнейшем производят соки, напитки и детское питание.
Если говорить о лидерах рынка, то основную долю занимают такие производители как «Витмарк-Украина», «Сандора» и «Яблуневый дар». В 2014 году на доли этих трёх компаний приходилось 73,2% произведенной продукции. Компании производят соковую продукцию за исключением соков прямого отжима. Сегмент свежевыжатых соков пока не заполнен продукцией крупных производителей, здесь работают небольшие операторы, фреш-бары, кафе и рестораны. Главный недостаток этого сегмента – высокая цена на свежий сок.
Впрочем, и привычных соков украинцы выпивают не так уж много. Средний показатель за год – около 10 литров на одного человека. В Европе эта цифра в три, а в США – в пять раз больше.
Основные причины малого потребления сока это:
Рекомендации того, что необходимо сделать для увеличения продаж соковой продукции, информация о свободных нишах и прогнозы развития читайте в аналитическом исследовании рынка соков от Pro-Consulting.