Рыба – обязательный продукт, который должен присутствовать в рационе каждого человека. К сожалению, в последнее время именно рыбная продукция значительно выросла в цене, а отечественные производители постепенно отходят на второй план, уступая место зарубежным конкурентам. В нашей стране существует большая потребность в создании собственных предприятий по выращиванию рыбы. О том как это сделать, вы узнаете из нашего материала.
Экономическое обоснование
Товарное осетроводство набирает популярность в мире. Подобная тенденция связана, прежде всего, с тем, что природные запасы рыбы сокращаются, а спрос, при этом, продолжает расти. На сегодняшний день существуют три основных способа разведения рыбы:
· прудовое (выращивание в прудах);
· садковое (с использованием понтонных, секционных и автономных садков);
· с применением установок замкнутого водоснабжения (УЗВ, считается наиболее прибыльным).
В украинских водоемах осетровые не водятся уже более семи лет. Вылов этого вида рыбы в морях запрещен. Другими словами, создание осетровой фермы на территории нашей страны может стать достаточно прибыльным предприятием. В пользу данного утверждения говорят цифры. По данным экспертов, мировой рынок продукции осетровых рыб заполнен только на 50-60%, рынок черной икры характеризуется еще меньшими показателями – 12-15%.
Еще одним фактором, свидетельствующим о необходимости создания в Украине высококвалифицированных осетровых ферм является высокий процент контрабандной продукции на нашем рынке. Работа предприятий, соответствующих государственным стандартам, будет способствовать легализации производства. По данным Государственного департамента рыбного хозяйства, 99,8% черной икры в Украине продается нелегально. Потенциальный же объем рынка оценивается в 70 тонн продукции.
Среди основных стран, легально поставляющих черную икру в Украину, значаться США, Россия и страны ЕС. Ключевыми игроками на легальном рынке черной икры являются компании «Аляска ЛД», «Акватир», «Mottra», «Элит-Импорт» (черная икра ТМ «BarronBowfin»), «Lemberg», сети супермаркетов «Сільпо» и «Fozzy C&C» (черная икра ТМ «ПреміяSelect»).
Особенности организации осетровой фермы
Рынок осетровых рыб в Украине заполнен меньше чем на половину (около 30%). Конкурентная среда характеризуется малым количеством игроков – порядка 5-7 хозяйств мощностью от 10 до 30 тонн/год. Использование современных технологий при разведении рыбы находится на начальном этапе. Учитывая указанные выше факторы, перед открытием фермы необходимо тщательно продумать все нюансы ее работы и основные характеристики.
Оптимальными с точки зрения размещения для будущего предприятия будут большие города или областные центры. Мы советуем выбирать города с большим количеством кафе и ресторанов среднего и высокого ценового сегмента. Следует обратить внимание также на высокую концентрацию супермаркетов и торговых сетей.
При выборе участка для фермы, обязательно необходимо принять во внимание размер территории, а также обеспеченность водой и расстояние от места заготовки мальков (25-30 км).
Основная часть необходимых инвестиций будет направлена на пополнение оборотного капитала и закупку оборудования. Детальнее со структурой необходимых финансовых вложений вы сможете ознакомиться на рисунке ниже.
Ориентировочная структура необходимых инвестиций
С целью улучшения эффективности работы фермы для разведения рыб рекомендуется использовать способ установок замкнутого водоснабжения. Данный метод позволяет выращивать любые виды осетровых рыб, достижение половой зрелости которых происходит в течение 3-10 лет.
Показатель среднего дохода на вложенный капитал, обеспечиваемый данным бизнесом (IRR) находится в диапазоне 20-25%. Рентабельность инвестиций может составлять от 450 до 500%.
Факторы успеха осетровой фермы
Успех предприятий, специализирующихся на выращивании и реализации осетровых рыб и черной икры, обусловлен сразу несколькими факторами, среди которых:
1. Дефицит данной продукции на рынке.
2. Использование осетровыми фермами новейших технологий.
3. Рост спроса на осетровые виды рыб среди населения.
4. Легальность производства черной икры.
Нюансы работы
Осетровые виды рыб – продукция, ориентированная на средний и высокий ценовой сегмент. Поэтому продвижение будущего предприятия и его продукции необходимо начинать как можно раньше. Поскольку осетровая ферма, в среднем, начинает приносить первые доходы через 6 месяцев после старта работы, реализацию маркетинговой стратегии рекомендуется начинать параллельно с процессом производства. Заключайте договора на поставку с кафе и ресторанами, торговыми точками и сетями.
Кроме того, необходимо уделять повышенное внимание качеству производимой рыбной продукции. Для этого потребуется обеспечение надлежащих условий для выращивания рыбы, просчет графика кормления и т.д.
Как уже было отмечено выше, создание осетровой фермы окупается не сразу, но со временем этот бизнес демонстрирует высокие экономические и финансовые показатели деятельности. Чтобы облегчить процесс выхода на рынок и наладки производства, обращайтесь за помощью к специалистам компании Pro-Consulting.