На рынке хлебобулочных и мучных изделий последнее время происходят существенные структурные изменения. Как следствие реакции предприятий на предпочтения потребителей, в предложении ХБИ все больший удельный вес занимает группа булочных изделий с пониженным уровнем влаги, в т.ч. сухарных изделий.
Как отмечают аналитики компании Pro-Consulting, на рынок хлебобулочных изделий, в т.ч. сухарей оказывает влияние множество факторов. Нынешнее состояние экономической и политической ситуации в Украине не способствует активному развитию бизнеса. Нестабильность и конкурентное давление со стороны товаров заменителей приведет к тому, что рынок сухарных изделий будет стагнировать в 2015-2016 гг.
Несмотря на общие негативные тенденции в развитии отрасли хлеба и хлебобулочных изделий, в период с 2010 года отрасль производство сухарных изделий характеризуется ростом. Если в 2010 году украинскими предприятиями было произведено 50,8 тыс. тонн, то в 2013 году – 52,4 тыс. тонн. Такая ситуация также объясняется расширением ассортиментного предложения продукции на рынке, что влечет дополнительный спрос.
В то же время эксперты Объединения «Укрхлебпром» утверждают, что уровень насыщенности рынка ХБИ в Украине составляет всего 45-50%, что говорит о большом нереализованном потенциале отрасли, в т.ч. и сегмента сухарей.
Основную долю рынка сухарей в Украине занимает отечественная продукция. Однако удельный вес импортной продукции постепенно увеличивается.
В данном сегменте рынка в Украине работает до десяти игроков, среди которых пятерка лидеров по итогу 2013 года заняла 99,95% общего объема производства. Это такие ТМ, как «Флинт», «3 корочки», «Клинские», ТМ «Оболонские» и ТМ «Хруст». Среди других игроков отметим ООО «Запад ТМ» (ТМ «Амиго»), ЧАО «Шполянский завод продтоваров (ТМ «Жайвир»), ООО Фирма «Лотос» (ТМ «WEST ХРУСТ»).
В связи с ростом себестоимости производства сухарных изделий в 2013 году отмечается увеличение их отпускной оптовой цены по всем категориям. После сбора рекордного урожая зерновых и падения цен на них стоимость ряда сухарных изделий в 2014 году также уменьшилась. Так, цена 1 кг сдобных сухарей составляет по итогу 1 кв. 2014 году 11,2 грн., а бубликов – 10,1 грн. При этом оптовая цена снеков продолжила свой рост до 27,3 грн. за кг продукции. Наиболее дорогой снековой продукцией являются сухари ТМ «Клинские» (37,3 грн. за кг по итогу 1 кв. 2014 года). А «Оболонские» сухари отличаются наиболее низкой ценой – 20,9 грн. за кг.
Особенностью развития рынка сухарных изделий является региональная концентрация основных игроков (за исключением сегмента снековых сухарей): большую часть производимой продукции они реализуют в своем регионе.
Наибольшие объемы рынка сдобных сухарей отмечаются в Киевской (вместе с г. Киев), Запорожской, Донецкой и Днепропетровской областях. Эта тенденция связана с концентрацией крупнейших производителей именно в этих регионах. Лидирующее место в рейтинге объема рынка снековых сухарей в разрезе регионов Украины занимает Днепропетровская область, в которой расположены производственные мощности крупного производителя – ООО «Фактор» (ТМ «Флинт»).