За первое полугодие 2016 года пивовары отмечают почти 10% падение потребления пива по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
По словам гендиректора ЗАО "Укрпиво" Галины Кореньковой, в январе-июне производство пенного напитка в Украине сократилось на 8,3%. Это без учета безалкогольного продукта и пива с содержанием алкоголя менее 0,5%. Разумеется, также не учитывались показатели Крыма и оккупированных территорий.
Объем производства пива за полгода, по данным "Укрпиво", составил 90 млн дал, что составляет всего 91,7% к аналогичному периоду 2015 года. Производство солода — 145,3 тыс. тонн, что на 5,6% меньше, чем год назад. Примечательно, что темпы падения производства нарастают. Например, по итогам 5 месяцев падение производства пива к 2015 г. было 7,6%.
"Если в начале 2016 года объемы производства пива практически повторяли тенденции 2015-го года, то выпуск пива в мае-июне текущего года сократился. В прошлом месяце по сравнению с аналогичным периодом 2015 года объемы производства напитка уменьшились на 2,6 млн. дал", — сообщил UBR.ua гендиректор компании Pro-Consulting Александр Соколов (см. диаграмма 1).
Тем не менее, как сообщили UBR.ua в ООО "Перша приватна броварня", этим летом продажи пива не слишком отличаются от показателей прошлого года.
"В июле-августе рынок будет на уровне 2015 года. Возможен небольшой рост месяца к месяцу на 2-3%, но затем продажи будут снова падать", — прогнозируют в "Перша приватна броварня".
Жаркая погода благоприятствует продажам. Рынок пива характеризируется выраженной сезонностью.
"До конца лета при наличии жаркой погоды можно ожидать незначительный рост потребления и производства пива. На июль-август обычно приходится пик продаж. До конца года можно ожидать стагнацию на рынке. Не исключено, что дальнейшая динамика продаж пива будет зависеть от акцизной политики, которая приводит к удорожанию напитка", — говорит Александр Соколов.
По словам пивоваров, тренд падения потребления очевиден, поэтому до конца года рынок сократится еще на 8-10% относительно 2015 года.
Среди причин падения производители называют в первую очередь падение доходов населения, которое вынуждено больше тратиться на обязательные коммунальные платежи и покупку продуктов первой необходимости.
Сейчас загрузка мощностей пивоваренных заводов в Украине, по оценкам "Укрпиво" достигла исторического минимума — 48,5% от их проектной мощности. Дальнейшее падение производства может привести к закрытию части мощностей.
Спад на украинском рынке пива фиксируется с 2008 года, однако в прошлом году был поставлен антирекорд — почти 20% падение производства и продаж. В значительной степени это было связано с фактической остановкой производства компании "Эфес Украина" в Донбассе.
Впрочем, перераспределение рынка другими игроками не позволило им компенсировать потерю сбыта в Крыму и зоне проведения АТО, а также преодолеть последствия экономических шоков. К тому же потребление за два года сильно сместилось в сторону эконом-сегмента.
Кроме того, пивовары жалуются, что с 1 января 2016 г. акциз на пиво вырос в два раза, до 2,48 грн/литр, а розничная цена напитка, в пересчете на валюту, так и не достигла уровня докризисного периода. То есть, заработок на одной бутылке сейчас существенно ниже. Несмотря на существенное подорожание напитка.
Напомним, в 2013 г. стоимость бутылки пива среднего ценового сегмента составляла 8-12 грн (при курсе 8 грн/$). Сейчас обычное светлое пиво продается по 12-16 грн за бутылку (при курсе 25 грн/$).
Из-за меньшей прибыльности украинский рынок пива теперь стал гораздо менее значимым для международных компаний.
Дополнительно в последние годы на рынке появились и другие напитки натурального брожения, в частности, сидр. В 2015 г. он был практически единственным алкогольным напитком, производство которого росло (на 23%).
Однако продавцов сидра и других слабоалкогольных напитков в "Перша приватна броварня" не считают конкурентами.
"Если в 2015 году украинский рынок пива составил около 18,5-18,7 млн. гкл в год, то рынок сидра всего 0,12-0,13 млн гкл в год, то есть, менее 1%. Есть небольшой тренд к увеличению потребления напитков брожения, отличающихся от пива. Это сидр, хард лимонад (смесь особым образом отфильтрованного пива и вкусовых добавок) — но пока эта категория напитков забирает долю скорее у производителей слабоалкогольной продукции, чем у пива", — заверили UBR.ua в "Перша приватна броварня".
Тем временем компания "САН ИнБев Украина", один из крупнейших производителей пива в Украине, в июле расширила свою линейку классическим яблочным сидром Stella Artois Cidre. Там сообщили, что новый продукт производится в Англии и в Украину импортируется. Бутылка в 0,57 л стоит около 50 грн.
"По сравнению с европейскими странами, рынок сидра в Украине еще только насыщается. Положительная динамика его продаж связана с относительной "новизной" сегмента. К тому же, сидр — напиток натурального брожения, а это соответствует тренду здорового питания. Помимо производителей слабоалкогольных напитков постепенно осваивают этот сегмент и пивовары", — пояснил UBR.ua Александр Соколов.
Участники рынка отмечают, что снижение доступности пива для потребителей не оставляет им надежд на стабилизацию рынка до конца года. Хотя к этому моменту другие негативные факторы прошлого года, такие как потеря рынков сбыта, плохая погода и военно-экономические шоки, могут исчерпать свое влияние.