Сосудистая недостаточность украинских дорог: как ее вылечить?
3018

Сосудистая недостаточность украинских дорог: как ее вылечить?

Транспортную инфраструктуру государства можно сравнить с кровеносной системой организма. Также как по сосудам доставляются необходимые для того или иного органа вещества, так и по дорогам перемещаются важные для функционирования национальной экономики грузы. Не случайно наиболее экономически развитые страны обладают самой качественной дорожной сетью. Так, в США сегодня эксплуатируется 75 тысяч километров хайвеев – скоростных автотрасс федерального значения, в Германии аналогичных по классу автобанов 13 тысяч километров. Эти магистрали образуют центральную кровеносную систему государств и позволяют перемещать грузы с максимальной скоростью, кроме них имеются еще многие тысячи километров местных дорог.

Возможно, вас заинтересует материал о рынке грузоперевозок в Украине

А что же в Украине? У нас около 170 тыс. км автодорог, из них 50 тыс. км международного и национального значения и 120 тыс. км местные. В начале 2017 года был проведен аудит наших дорог экспертами Всемирного банка, по результатам которого оказалось, что 90% из них требуют немедленного ремонта. Должно быть такие неутешительные данные подвигли украинские власти на шаги по реформированию дорожной отрасли.

Реформы заработали в 2018 году. Первая из них заключалась в организации Дорожного фонда, который аккумулирует поступления от акцизов на топливо. Вторым шагом явилась передача местных автодорог в ведение региональных властей и выделение средств из Дорожного фонда на поддержание их в нормальном состоянии.

На сайте доступен к покупке готовый анализ рынка дорожного строительства Украины (2018 год) – мы можем актуализировать данный отчет и адаптировать его структуру

Итак, в прошлом году в Дорожном фонде накопилось 32,6 млрд гривен, в этом году должно быть 50 млрд, а в следующем около 68 млрд. Дело в том, что в первый год работы фонда туда направлялись 50% собранных акцизов, в 2019-м будет направлено 75%, а в 2020-м – 100%.

Достаточно ли денег в Дорожном фонде для ремонта старых украинских дорог и строительства новых? Очевидно, что крайне недостаточно, но это все же больше, чем ничего. Судите сами, строительство одного километра дороги первой категории (автобана) стоит в Украине около 100 млн гривен. Если кто-то думает, что это очень дорого, то в Европе аналогичная работа стоит в три раза дороже – 10 млн евро. Мы выигрываем за счет более дешевых материалов и низких зарплат строителей. Но даже с нашей низкой ценой, за весь годовой Дорожный фонд мы сможем построить только 500 км автобана или в два раза длиннее дорогу второй категории. При этом не сможем отремонтировать ни метра уже существующей дорожной сети. А цены на ремонт тоже не маленькие: капремонт дороги 2-й категории – 25-30 млн гривен за километр, средний ремонт – 10 млн гривен.

Также узнайте о результатах анализа рынка щебня в Украине

Поэтому вряд ли можно уповать на то, что средства Дорожного фонда помогут быстро выправить ситуацию с украинскими дорогами. Необходимо привлекать дополнительные деньги, хотя бы на жизненно важные для страны артерии. Приоритетным сегодня является проект трансевропейского коридора GO Highway, который должен соединить порты Балтийского и Северного морей с портами Черного моря. Для Украины этот коридор начинается со Львова и заканчивается в Николаеве, Одессе и Херсоне. Эту дорога включена в европейскую транспортную сеть TEN-T, что позволит получить гранты от ЕС на ее строительство и ремонт. Конечной целью проекта является сооружение 4-6-полосного автобана на всем протяжении пути от западной границы до черноморских портов, и сделать это планируется через 4-5 лет.

Также вам может быть полезна аналитика из готового анализа рынка дорожных ограждений в Украине (2019 год)

Еще одним выходом может стать предоставление инвесторам концессий на строительство платных дорог. Но для этого необходимо принять дополнительное законодательство. Ну и последним возможным источником дополнительного финансирования дорог является получение кредитов. Но этим не стоит увлекаться, ведь кредиты нужно отдавать с процентами, а на «Укравтодоре», и так уже висит долг в 37 млрд гривен, на обслуживание которого в этом году уйдет 8,5 млрд грн. 

Если у вас есть еще пара минут, почитайте материал о рынке битума в Украине

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами