1181

Волшебная пилюля: анализ рынка аптек

аптека7.jpg

Даже в кризисные времена бизнес на лекарствах не только не угасает, но даже развивается. Привлекательность данного рынка состоит в том, что люди  экономят на своем здоровье в последнюю очередь, иногда болеют и, соответственно, посещают аптеки регулярно. Также, один из плюсов аптечного бизнеса – это малый инвестиционный порог.

Не смотря на популярность этого направления, в Украине отсутствует монополизация или значительная консолидация этого направления. Три лидирующие аптечные сети продают не более 1/10 в общем объеме торговли.

Несмотря на непростые времена в стране и тотальную экономию, можно отметить, что продажи лекарств выросли. По итогам прошедшего года общий объем торговли составил 50,5 миллиарда гривен. В сравнении с 2014 годом, продажи в «гривне» выросли на 23,7%.


Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины»

(Украина, 2011 – 2015 гг., млн. грн)

03_03_таб_аптеки.png

лекарства_гривна.jpg

Если проанализировать ситуацию с увеличившимся объемом продаж глубже, можно сказать об «условном» увеличении. Данные аналитического исследования рынка аптек от  Pro-Consulting говорят о том, что в натуральном выражении рост не наблюдается.

Рекорды по росту курса валют привели к удорожанию продукции – как импортной, так, впрочем, и отечественной. Получается, что объем продаж в гривневом эквиваленте вырос только за счет арифметического роста цены, а не увеличения спроса. Объемы продаж в натуральном выражении, наоборот, сократились. Если просмотреть данные исследования по проданному количеству лекарств, то есть по упаковкам, можно увидеть сокращение на более чем 15%. Продажи в долларовом эквиваленте снизились на ещё большую цифру –  40%.

Как и во многих других сферах, на рынке аптек в последние годы наметилась тенденция к переформатированию самой структуры продаж по ценовым группам. Доля продаж препаратов из высокостоимостной ниши сокращается из-за снижения покупательской способности и, как следствие, спроса. При этом отмечается рост продаж в низкостоимостной ниши. Это лишний раз подтверждает важность конечной стоимости препаратов для потребителя.


Структура продаж лекарств 
(Украина, ценовые ниши, 2013-2015 гг.)

03_03_таб2_аптеки.png

лекарства8.jpg

Лекарственные средства являются драйвером аптечного рынка Украины. Лидерами по объему продаж лекарственных средств, в денежном выражении, за три квартала 2015 года стали Киев, Днепропетровская, Харьковская, Одесская области.

Следует отметить, что отрицательно повлияла на рынок аптек ситуация на востоке Украины. Так, торговые точки в Луганской и Донецкой областях не поддаются нормальному контролю, нарушена система логистики, инкассации и торговли. Некоторые из существующих аптечных сетей на этой территории закрыты или выставлены на продажу.

Известно, что в 2013 году был введен новый порядок открытия аптечных пунктов. Согласно нововведениям определяется минимальное расстояние между аптеками: от 300 до 500 метров в городах-миллиониках и городах с населением менее 1 млн. человек, соответственно. По эти нормативам, количество учреждений продающих лекарства должно быть в два раза меньше, чем есть на сегодняшний день.

Сегодня Украина является одним из лидеров в странах Европы по количеству аптек на одну тысячу жителей. В среднем одна аптека приходится на 2,5 тысячи человек.

Что же будет происходить дальше на рынке аптек в связи с новыми нормативами, валютными колебаниями и падением покупательской способности читайте в маркетинговом исследовании Pro-Consulting.


смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами