Говорить о сетевом развитии частных медицинских учреждений пока не приходится, что связано со специфическим характером данного вида бизнеса. Всего на медицинском рынке нашей страны насчитывается около 60 крупных частных клиник, при этом они конкурируют в основном с государственным сектором. Особенностью сегмента приватной медицины в Украине является региональная концентрация операторов – большинство таких учреждений работает в Киеве и крупных городах страны, где намного проще найти платежеспособных клиентов. Среди наиболее известных игроков этой отрасли в столице эксперты называют «Борис», «Медиком», «Оберіг», Eurolab, «Добробут», ADONIS, «Оксфорд Медикал», ISIDA и другие.
Несмотря на небольшую долю, объем украинского рынка частной медицины достаточно существенен. «Емкость данного сегмента по итогам 2015 года составила 7,8-8,5 миллиарда гривен. Что касается именно Киева, то, учитывая распределение количества частных медицинских клиник, можно говорить об объеме рынка в 1,9-2,2 миллиарда гривен», – комментирует Александр Соколов.
Исходя из основных требований к помещениям, которые могут использоваться для размещения предприятий, оказывающих врачебные услуги, частные кабинеты и клиники нуждаются в качественных площадках преимущественно нежилого фонда. По словам Виталия Гирина, собственника медицинской группы компаний ADONIS, за подходящие площади, отвечающие всем стандартам, владельцы компании готовы платить более высокие ставки аренды. «Хорошее помещение под клинику – это 50% ее успеха», – объясняет Виталий Гирин.
Большинство коммерческих площадей, в том числе и в торговых комплексах, могут удовлетворять требованиям, которые предъявляются к помещениям под медицинскую практику. Поэтому частные кабинеты и клиники являются потенциальными арендаторами ТЦ/ТРЦ, как это наблюдается в других странах мира. К примеру, медицинский центр Mediclinic Dubai Mall и стоматология Lookswoow Dental Clinic располагаются в ТРЦ Dubai Mall (Дубай, ОАЭ), медицинский центр Healthsprings – в ТЦ Greenridge Shopping Centre (Сингапур), стоматология Dental Health & Sleep Clinic – в ТЦ Elizabeth City Centre (Аделаида, Австралия), медицинский центр Westgate Medical Centre – в ТЦ Westgate Shopping Centre (Окленд, Новая Зеландия), две клиники и стоматология – в ТЦ The CORE Shopping Centre (Калгари, Канада), др. В США также распространены так называемые walk-in клиники, рассчитанные на широкие слои населения, которые арендуют помещения в том числе и в коммерческих объектах. Среди них – сеть Concentra Urgent Care, насчитывающая 300 объектов, часть из которых размещается в торговых центрах.
В регионах Украины также имеется несколько примеров открытия крупных медицинских учреждений в объектах коммерческой недвижимости. Однако такие единичные примеры пока не являются тенденцией. Например, медицинский центр «Офтальмологическая клиника профессора Сергиенко» расположился в БЦ «Изумруд» в Виннице, оздоровительно-реабилитационный центр «Марусич» занимается лечением опорно-двигательного аппарата в криворожском ТК «Галерея Плаза», консультативно-диагностический медицинский центр «Интермед» уже несколько лет работает в торговом центре «Барабашово» в Харькове. В свою очередь, столичные торговые центры могут похвастаться лишь примерами размещения небольших кабинетов, предоставляющих косметологические или стоматологические услуги. В целом же, по мнению Александра Соколова, привлечение арендаторов, занимающихся частной медицинской практикой, достаточно выгодно для ТЦ/ТРЦ. «Для торговых центров это возможность расширить количество якорных арендаторов, а для пациентов – следить за своим здоровьем, совершая покупки», – отмечает эксперт. |
Преимуществом сотрудничества девелоперов с предприятиями здравоохранения является потребность таких учреждений в больших площадях. К примеру, по словам Алексея Чайки, заместителя генерального директора по операционному управлению клиники ISIDA, компания рассматривает помещения площадью не менее 600 м2. В то же время он подчеркивает, что привлечение медицинской клиники в качестве арендатора имеет свои нюансы. Так, компания ISIDA имеет такие требования к арендуемым площадям, как наличие отдельных вентиляционных шахт или возможность их монтажа на фасаде здания, возможность увеличения мощности подачи электроэнергии. «Оборудование по кондиционированию и вентиляции воздуха, а также диагностическое оборудование являются, как правило, очень энергоемкими и требуют не менее 300 кВт, др. – объясняет Алексей Чайка. – Для клиники также важно наличие индивидуальной парковки не менее чем на 10 машиномест и минимум четырех входных групп: две для педиатрии и две для амбулаторной помощи». Однако кроме определенных стандартов к техническому оснащению помещений стоит учесть, что специфика некоторых учреждений здравоохранения требует конфиденциальности. Следовательно, для ряда клиник оживленные места вряд ли подойдут как вариант для локации. Например, столичная клиника пластической хирургии «АНА-КОСМО» находится в помещении детской поликлиники, что, во-первых, гарантировало соответствие арендуемого помещения санитарным нормам, и, во-вторых, обеспечило комфорт для клиентов. «Пациенты ценят расположение – безопасность, конфиденциальность и в то же время доступность, наличие парковки, месторасположение в спокойном месте, где они могут выйти и уединенно прогуляться», – отметил Павел Денищук, ведущий пластический хирург и сооснователь клиники «АНА-КОСМО». |