После двух лет падения и стагнации украинский рынок лекарств в 2016 г. вырос в натуральном выражении.
Потребление лекарственных средств в Украине начинает восстанавливаться.
Хотя данные исследовательских компаний немного отличаются, в целом они отражают позитивную динамику. По данным исследования рынка PharmXplorer компании Proxima Research, в 2016 г. в Украине было продано 1,05 млрд упаковок лекарственных средств, на 7,5% больше, чем в 2015 г.
Несмотря на положительные показатели, рынок еще не вернулся к объемам реализации 2013 г. В минувшем году он продолжал расти в денежном выражении. И, по информации компании Proxima Research, в прошлом году розничная реализация лекарств увеличилась на 22,1%, до 50,6 млрд грн.
Причем в отличие от предыдущих двух лет рынок вырос почти на 4% и в долларовом эквиваленте, до $1,98 млрд.
О восстановлении спроса свидетельствует также увеличение реализации более дорогостоящих препаратов, чего не наблюдалось в предыдущие кризисные годы. И продажи зарубежных препаратов росли более активно, чем украинских.
Как объясняют аналитики, это происходило, потому что цены на иностранные лекарства росли не так динамично, как на отечественные. В целом со стабилизацией валютного курса рост цен на лекарства замедлился, и в 2016 г. составил в среднем 12-14%.
И все же…
Принимая во внимание многие “если”, в 2017 г. украинский фармацевтический рынок будет развиваться не хуже, а может, даже лучше, чем в 2016 г.
“Учитывая существенные расходы на лекарства, низкий уровень медицины и высокое присутствие отрасли в рекламном поле, ожидается прирост продаж в фармацевтической отрасли. Продажи медикаментов (в штуках) в 2017 г. могут вырасти на 5%.
Если, как ожидается, инфляция в течение года будет 8-12%, прирост рынка в гривневом выражении может составить до 16%”, — прогнозирует Александр Соколов, генеральный директор исследовательской компании Pro-Consulting.
Вспоминая обещания премьера разобраться, “где произошло снижение цен на лекарства, где были допущены злоупотребления, и какие меры наказания были внедрены”, Юрий Чертков, директор Агентства медицинского маркетинга, не исключает, что это также может повлиять на динамику продаж медикаментов.