Многим известны расхожие фразы о финансах, такие как «деньги должны работать» или «деньги делают деньги». Однако гораздо меньше тех, кто на практике руководствуется заложенным в них смыслом. Все бы хотели получать отдачу от своих финансовых вложений, но одно дело открыть депозит в банке, а другое найти перспективный бизнес-проект и инвестировать в него. Во втором варианте риск потерять значительно больше, но и выгода в случае успеха не идет ни в какое сравнение.
Судите сами. Социальная сеть Facebook еще пятнадцать лет назад имела всего миллион пользователей, называлась Thefacebook и стоила пять миллионов долларов. Ее потенциал удалось рассмотреть Питеру Тилю, основателю PayPal, который в 2004 году купил 10% акций компании Thefacebook за $500 тыс. Прошло всего восемь лет, и пакет Питера Тиля стал стоить в тысячу раз больше. Тиль решил не искушать судьбу и продал 80% своих акций Facebook за $400 млн, о чем впоследствии сильно жалел.
Другой венчурный инвестор – Джим Брейер оказался смелее Тиля, и его компания Accel Partners более активно инвестировала в Facebook, приняв участие в нескольких раундах в 2005 и 2006 годах. В 2010-м она продала лишь меньшую часть своего пакета, уже тогда многократно отбив инвестиции, но много акций оставила и на будущее. В результате, после выхода Facebook на биржу в 2012 году, соцсеть была оценена в $104 млрд, а Accel Partners оказалась владельцем пакета на $9 млрд.
Еще одним примером инвестиционной дальновидности является история мессенджера WhatsApp и его единственного венчурного инвестора – фирмы Sequoia Capital. Сначала инвестор вложил в стартап мессенджера $8 млн в 2011 году. И хоть WhatsApp пользовался популярностью у пользователей, он приносил очень мало дохода. В 2013 году этот мессенджер оценивался в $1,5 млрд, но имел годовую выручку всего $20 млн. Такие финансовые показатели не помешали Sequoia снова инвестировать в WhatsApp еще $52 млн. Их риск оправдался уже через год, когда WhatsApp был куплен сетью Facebook за баснословные $22 млрд. В этот момент 60-миллионнный пакет, принадлежащий Sequoia, превратился в 3-миллиардный.
Во всех описанных выше случаях инвесторы не просто пассивно давали деньги молодым стартапам, но и принимали непосредственное участие в их развитии, делились с неопытным руководством своими опытом и связями. А соединение перспективной разработки, денег и правильной стратегии продвижения способно дать такой кумулятивный импульс, который можем вывести бизнес новичка на многомиллиардные орбиты. Выявить подобные потенциальные точки роста помогут в том числе и данные анализа рынков, предоставляемые компанией Pro-Consulting.