Транспортная инфраструктура - основа функционирования рынка логистических услуг. Задачу доставки грузов сегодня можно решить в нашей стране несколькими способами. Среди существующих в Украине видов транспорта наиболее задействованным все еще остается железнодорожный. Он занимает более половины современного отечественного рынка логистики. На втором месте – автомобильный транспорт.
Железнодорожный транспорт хорош для перемещения больших объемов груза на значительные расстояния. Интенсивность его использования в большой мере зависит от состояния таких отраслей промышленности, как металлургия и строительство. 54% тоннажа железнодорожных грузов в 2017 году составили железная и марганцевая руды, каменный уголь и стройматериалы. Велика роль железной дороги и в осуществлении транзитных перевозок.
Последствиями событий последних лет стали потеря части территорий, спад промышленности и сокращение транзита. На неподконтрольных территориях осталась часть вагонов и локомотивов. Все это негативно сказалось на состоянии железнодорожного транспорта. Его доля на рынке постепенно уменьшается в пользу автомобильного. Снижение интенсивности использования железной дороги приводит к нехватке у отрасли средств для обновления подвижного состава, что еще более усугубляет ее проблемы.
Автомобильный транспорт смог быстрее адаптироваться к новым экономическим условиям, создавшимся на рынке логистики Украины. Объемы автоперевозок начали восстанавливаться уже в 2016 году и их рост продолжается по настоящее время. Основные факторы риска этой отрасли - это состояние дорог и ограничения движения крупногабаритного транспорта. Так, габаритно-весовой контроль Укртрансбезпеки хоть и приносит дополнительные доходы в госбюджет, но и влияет на рост расходов на перевозки.
К отдельному сегменту автомобильного транспорта можно отнести так называемую холодную логистику. Перемещение скоропортящихся продуктов питания на значительные расстояния требует большего внимания и вложений со стороны участников рынка, а также является элементом системы пищевой безопасности. В структуру системы холодной логистики входят специально оборудованные складские помещения и транспортные средства-рефрижераторы. Особенно велики затраты на нее при повышении температуры в летний период.
Проведенный анализ рынка логистики показывает, что в Украине недостаточно используется потенциал водного транспорта. Сейчас он занимает всего 1% в грузообороте и его роль продолжает уменьшаться. Между тем, только по Днепру можно перевозить до 60 млн тонн грузов ежегодно. Ограничивающими факторами являются нехватка транспортных средств, обмеление рек и высокие сборы за пользование водной инфраструктурой.
По результатам исследования рынка логистических услуг, можно сделать вывод о его постепенном восстановлении после спада в 2015 году. Вместе с тем, результаты первого квартала 2018 года оказались на 3,8% ниже, чем за аналогичный прошлогодний период. Это свидетельствует о том, что еще не все последствия кризиса преодолены и многие негативные факторы продолжают действовать.
В ближайшей перспективе следует ожидать дальнейшего повышения стоимости грузоперевозок на основных видах транспорта. Главным катализатором роста цен станет удорожание энергоресурсов и топлива. Свою лепту внесут и повышение издержек на обслуживание парка техники, а также рост зарплат персонала.
Компания Pro-Consulting подготовила для Вас короткий перечень готовых проектов на данную тему. Ознакомиться с проектами можно, перейдя по ссылкам: