1429
Українці відмовляються від улюблених соків - коментар Олександра Соколова, директора аналітичного департаменту компанії "Pro-Consulting". Телеканал UBR
Хватает только томатов
По подсчётам аналитиков рынка, убытки фруктовых предприятий составили около 44 миллионов гривен. Тогда как инвестиций в сад площадью 50 гектаров необходимо в размере 2 миллионов долларов. В этом году не повезло аграриям и с урожаем груш. Их собрали на 40% меньше, чем в прошлом году. Что касается вкусовых пристрастий, то украинцы от мировых тенденций не отстают. Самыми любимыми соками, как и прежде, остаются апельсиновый, ананасный, персиковый, яблочный и томатный. Как утверждают некоторые производители, в этом году только томатный сок изготавливали из украинского сырья, которое в 2010-м подорожало на 80%. Стоимость яблок увеличилась на 50%. "Те производители у нас в стране, которые делают яблочный концентрат, их очень не много. Не более двух – трёх. Это именно как концентрат, не пюрешная группа. Они либо предоставляют концентрат очень низкого качества, и, соответственно, на выходе продукт получается не того качества, которое привык потреблять покупатель. Или они его сами поставляют на экспорт", - рассказывает директор департамента развития предприятия по производству соков Татьяна Кононенко. Другие соковые концентраты отдельные предприятия были вынуждены покупать за границей. Например, в Израиле или Китае. "Даже в хорошие года, когда был достаточно хороший урожай, Украина обеспечивает себя лишь на 20% собственным сырьём. Остальное сырьё импортируется. Это в первую очередь сырьё для производства экзотических соков, однако и для производства соков национальных вкусов, в том числе и яблок", - констатирует директор аналитического департамента финансово-аналитической группы «Про-консалтинг» Александр Соколов. Цены на апельсиновый концентрат за год увеличились на 70%. На концентрат из ананасов - на 35%. "Основную часть сырья мы закупаем за границей. А сырьё зависит от доллара и от евро. И малейшие колебания отражаются сразу на сырье, т.к. сырьевая составляющая – это порядка 60-65% в общей себестоимости продукта, то, конечно, это сразу отражается на стоимости самого продукта и увеличивает риски рентабельности", - утверждает Татьяна Кононенко.
Чем выше цены, тем меньше спрос
Одним из основных рисков, по мнению производителей, является уменьшение объёмов производства. Как известно, для жителей нашей страны сок не является продуктом первой необходимости. Отчего на повышение стоимости продукции рынок отреагировал падением спроса на товар. В этом году объёмы продаж уменьшились на 20-25%. Если верить статистике, за 7 месяцев в Украине произвели около 400 тысяч тонн фруктовых и овощных соков. А это практически на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Даже в столь жаркое лето ситуация фактически не изменилась. В июле 201 года украинские предприятия произвели около 56 тысяч тонн соков и нектаров. Тогда как в июне было ещё на 10% больше. Если в Европе в течение года человек выпивает в среднем около 50 литров сока, россиянин может позволить себе 22 литра, то украинцу по карману только 13. "До 2008 года потребление соков в Украине значительно увеличивалось, но оно было процентов на двадцать меньше, чем в Европе. То есть у нас ещё был запас рынка, куда ему ещё расти. Однако из-за того, что доходы населения резко уменьшились, то есть дальнейшего роста доходов, как это было до кризиса, не было, следовательно, и этот рынок он уменьшился", - рассказывает эксперт аналитического консалтингового агентства Мария Колесник.
Безусловные лидеры
Сегодня, эксперты называют несколько безусловных лидеров на рынке соков. Так, согласно данным финансово-аналитической группы Pro-Consulting, первое место занимает компания "Сандора". Она контролирует приблизительно 48% рынка. Второе место, по подсчетам аналитиков принадлежит компании "Витмарк". Её доля - 24%. Ещё 15% контролирует компания "Эрлан". Оставшиеся проценты делят другие компании. А вот так называемый полный цикл производства от сада до готового пакета сока могут позволить себе только крупные компании, уверены эксперты. "В основном такие предприятия не выкупают свои сады, а кредитуют поставщиков сырья, давая беспроцентные кредиты, начиная на сырьё ещё с зимнего периода, на покупку семян, тем самым обеспечивая себя 100% сырьём", - рассказывает Александр Соколов. Но лучшие времена всё же настанут. А именно - в 2012-2014 годах. Тогда, по мнению аналитиков, производители соков смогут вернуться к показателям 2006-2007 года. "Фактически на этом рынке кризис ещё продолжается. Люди покупают соки ещё в малых количествах. Когда рынок начнёт расти, тогда можно будет сказать, что отрасль преодолела кризис. Пока говорить о рентабельности мы не можем", - утверждает Мария Колесник.