1566

Рітейлери заморожують бізнес хлібним комбінатам - коментар Олександра Соколова, начальника аналітичного департаменту компанії "Pro-Consulting". "Економічні Вісті"

Отечественные операторы розничной торговли следуют европейским тенденциям, где свыше 50% хлебобулочных изделий изготавливается в виде замороженных полуфабрикатов, которые выпекаются в местах продажи. Эксперты и участники рынка отмечают, что рынок замороженных хлебобулочных полуфабрикатов в Украине пока находится в стадии формирования, но обещает большие перспективы. По данным компании Pro-consulting , емкость рынка хлебобулочных изделий в 2007 г. составила около 2,05 млн. т. По данным участников рынка, крупнейшими производителями являются компании ЗАО «Хлеб Киева» — 13,5%, АО «Донбассхлеб» — 10,5%, «Холдинг «Т и С» — 6,2%, концерн «Хлебпром» — 5,8%, ЗАО «Укрзернопром» — 5,7%, ООО «Хлебные инвестиции» — 4,8 %. В сети «ЭКО-маркет» функционируют 18 пекарен (мини, средние и крупные). Пекарни устанавливаются и апробируются еще до открытия супермаркета, то есть они изначально идут в проекте. Крупная пекарня производит в день 3-4 т продукции, мини — до 1 т. При этом точка безубыточности для средней пекарни начинается от 3 тыс. грн. выторга в день. Большая часть продукции пекарен — это различная выпечка, багеты, кексы, французские булки, булочки, слойки, специальные сорта хлеба (с сыром, луком). «Хлеб же в чистом виде не выпекается, конкуренции с продукцией хлебозаводов нет»,— отмечает директор по производству сети «ЭКО-маркет» Эльмира Игнатченко. По ее словам, благодаря хорошему ассортименту и качеству выпечки в супермаркетах с пекарнями ощутимо больше потоки покупателей и выторги. «Спрос на продукцию локальных пекарен есть, так что это направление будет активно развиваться»,— считает Эльмира Игнатченко. Компания Fozzy Group в прошлом году также обзавелась собственными хлебопекарнями. Они функционируют в 11 магазинах «Cільпо» (Киев + Украина) и в одном оптовом гипермаркете Fozzy C&C в Ровно. После запуска цеха выпечки продажи данной категории увеличились более чем в два раза. Сейчас доля реализации ХБИ собственного производства в общем объеме реализации составляет около 5,5%. «На рынке хлеба был небольшой ассортимент изделий, которые выпекают городские хлебозаводы. Потому мы стояли перед выбором — или закупать продукцию в малых цехах, которые оснащены новым оборудованием, или же открывать собственные пекарни»,— говорит менеджер группы компаний Fozzy Group Александр Малюта. А вот харьковская торговая сеть «Таргет» уже несколько лет назад отказалась от услуг производителей. По словам собственника сети «Таргет» Владислава Протаса, на мини-пекарнях магазинов готовятся и социальные сорта хлеба, и дорогие ХБИ — около 40 видов хлеба. «Наши объемы производства позволяют нам полностью обеспечить себя хлебобулочными изделиями»,— отмечает он. По оценкам экспертов, рентабельность собственного производства ХБИ достаточно высокая, порядка 40%. А рост рынка замороженного хлеба в 2007 г. составил почти 30%. «В основном пекарни берутся в лизинг. Платежи идут не сразу. За аренду они не платят. Иногда работа идет на условиях франчайзинга»,— говорит руководитель аналитического отдела консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник. Однако и производители не сидят сложа руки, а строят заводы по производству хлебобулочных полуфабрикатов. Продукция рассчитана на частичное допекание или полное выпекание в местах торговли, а также в домашних условиях. ОАО «Хлеб Киева» строит завод в Киевской области. Кроме того, на нескольких предприятиях «Хлеба Киева» установлены линии по производству замороженных хлебных полуфабрикатов. Основными потребителями такой продукции являются всё те же торговые сети, которые выпекают хлебобулочные изделия на собственных мощностях. У холдинга «Т и С» также есть виды на этот рынок. Компания собирается производить 30 т в сутки на предполагаемом заводе под Киевом. Сейчас «Т и С» производит недопеченные хлебобулочные изделия на мощностях «Одесского каравая» — 4,5 т продукции в сутки. Однако полностью вытеснить хлебозаводы с полок ритейлерам вряд ли удастся. Несмотря на то что потребитель скорее всего выберет хлеб мини-пекарни, потому что он горячий и вкусно пахнет, не все сети могут похвастать широким ассортиментом ХБИ. «Поэтому они будут вынуждены закупать хлеб у производителей»,— считает Мария Колесник. По ее словам, чем меньше магазин, тем меньше ассортимент. «В небольших по площади магазинах в лучшем случае — булочки собственного производства»,— говорит она.
дивитися наступну новину

Інші новини

Зв'язатися з нами