Украинские государственные стандарты называют съедобными 53 видов грибов, из них только 7 видов используют в промышленном производстве. Отечественная грибная отрасль имеет большие перспективы как в направлении выращивания, так и переработки. Украина все еще остается импортозависимой страной в части как грибной консервации, так и свежих грибов. О перспективах роста рынка свидетельствует и статистика потребления грибов на человека в год. В Украине оно составляет
Стоить отметить, что промышленное производство грибов в нашей стране имеет не слишком давние корни, но очень динамичные показатели по продуктивности. Первые любители начали исследовать возможности по выращиванию грибов в штучных условиях еще в восьмидесятые годы прошлого столетия в СССР. За десятилетие любительские увлечения переросли в налаженную систему по производству промышленного гриба. В середине девяностых годов в Киеве был создан первый комбинат по выращиванию шампиньонов, популярными стали также вешенки (рис. 1). Начиная с этого периода, украинская грибная отрасль показывала стабильный рост. Выращиванием этих продуктов стали заниматься сначала частные хозяйства, потом, в соответствии с мировыми тенденциями, было укрупнение бизнеса, выделились основные игроки, произошла специализация хозяйств. Часть из их стала заниматься только производством грибов, другая – производить и поставлять мицелий, третья – компост.
Рис. 1. Выращивание шампиньонов и вешенок
Согласно данным операторов рынка, если в 2011 году производство грибов в Украине составило 45 тыс. тонн, в
Рис. 2. Структурирование грибного рынка Украины
Рассмотрим более детально рынок украинский грибной консервации. На переработку в нашей стране поступает до 20% выращенных грибов и для этого есть объективные причины. Часть свежей продукции потребляется внутри страны, еще часть экспортируется. Мощности для переработки гриба в Украине оцениваются как недостаточные. По информации Госстата, пик производства консервированных грибов пришелся на 2010 год, оно оценивалось в 5 тыс. тонн, но в следующем году производство сократилось до 3,9 тыс. тонн, в 2012 – еще на 0,6 тыс. тонн и в 2013 году показатель не изменился (табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей производства
Данные Государственной фискальной службы свидетельствуют о сокращении экспорта этой продукции в
Рассмотрим также и импорт грибной консервации в Украину. Крупнейшими поставщиками здесь являются Китай (лидер по производству грибов в мире), Нидерланды и Польша. По итогам 2013 года доля Китая составляла 46,7% в общем объеме импорта консервированных грибов, Нидерландов – 28,9%, Польши – 11,2%. В целом же в 2013 году Украина импортировала 2,9 тыс. тонн грибной продукции, что составило на 11% меньше, чем в предшествующем; за 10 месяцев текущего года импорт составил 1,08 тыс. тонн. В стоимостном выражении импорт за 2012 год оценивался в 2,129 млн долларов, в 2013 году – 1,914 млн долларов. Очевидно, что в 2014 году он будет рекордно низким. Основными причинами здесь остаются девальвация гривны, военная ситуация на востоке страны. Таким образом, у отечественных производителей появилась возможность заместить часть импортной продукции. Насколько это им удастся, вопрос открытый. Тут необходимо учитывать факторы потери потребителей в Крыму, куда осуществлять поставки становится крайне трудно, военный конфликт в восточных регионах, а также снижение покупательской способности украинцев. Важно заметить, что в условиях нехватки на рынке свежих грибов, в контексте консервов будет превалировать импортная продукция.
В продажах консервированных грибов также наблюдается сезонность. Пик приходится на осенне-зимний период. Некоторые производители, в зависимости от года, могут наращивать продажи свежей продукции и при этом сокращать консервированной. Все зависит от бизнес-стратегии компании и анализа работы конкурентов. Для этого необходимо разработать бизнес-план, специалисты помогут оценить ситуацию на рынке, спрогнозировать возможные сценарии развития вашего проекта и затраты на его реализацию. Стоит также проконсультироваться с аналитиками об окупаемости проекта перед началом его реализации и определить нужное количество инвестиций.
Напомним, что по способу приготовления грибные консервы бывают маринованные и стерилизованные. На полках отечественных магазинов можно найти шампиньоны, опята, лисички, вешенки, польские и белые грибы (рис. 3). Лидером продаж, как уже упоминалось, остается шампиньон, далее идут опята, белые грибы и т.д. Существуют разные способы нарастить продажи, начиная от увеличения ассортимента, до расширения инвестиций в рекламу и заканчивая привлекательной ценовой политикой. При этом стоит делать акцент все же на качество и рецептуру приготовления консервов.
Рис. 3. Виды грибной консервации в Украине
В украинских супермаркетах самой популярной остается консервированная продукция группы компаний «Верес», которая является лидером по продажам в этом сегменте. Их ТМ «Верес», «Грибочки из бочки», также ТМ «Шарм» компании «Дисконт» занимают большую долю на внутреннем рынке, при этом до 8% принадлежит продукции мелких украинских производителей, например «Фрозен», «Орель». Успешно зарекомендовали себя и такие ТМ, как «Троя», «Чемпион», «Рудь», «Щедрий пан». Импортными торговыми марками, представленными на украинских полках, являются Mikado, Lutik, Ole, Oskar, Gulong, Vitaland, Gulong, Грибная гильдия, Navigator.
Оценивая краткосрочные перспективы рынка, специалисты утверждают, что в несколько ближайших лет его развитие будет детерминировано финансовой ситуацией в стране и связанным с этим желанием инвесторов финансировать это направление. Международная компания Bonduelle уже несколько лет пытается найти производственную площадку в Украине, но в прошлом году заморозила проект до стабилизации ситуации. Сегодня Bonduelle импортирует в Украину консервированные грибы из соседней Польши. Рынок свежих грибов, от которого зависят цены и объёмы производства консервов, также ожидает рост. Эксперты прогнозируют рост переработки этой продукции не только за счет консервации, но и за счет запуска в Украине новых видов продукции, которые в Европе уже давно пользуются популярностью, например, грибные колбаски, сосиски, котлеты. Пока что на столах украинцев свежие и консервированные шампиньоны продолжают оставаться деликатесами. Производителям обоих категорий придется постараться в вопросах популяризации потребления грибов, возможно лоббировать разработку государственной поддержки этой отрасли. Все же без роста доходов населения говорить о растущем спросе все равно не придется. При этом в украинцев очень развита культура консервирования грибов в банки, а лесные грибы пока составляют высокую конкуренцию промышленным.