Рынок детского питания в Украине состоит из следующих товаров: смеси на сухом молоке, каши (крупяные с добавлением сухого молока, фруктов), смеси на молочной основе, фруктово-овощные смеси и пюре, мясное пюре, детские соки и т.д.
Особенностями рынка является сильный контроль за качеством продукции, важность репутации бренда и нюансы продвижения товаров. Контроль качества обеспечивается большим количеством государственных органов. Эта особенность усложняет работу на рынке, учитывая высокий уровень бюрократизации процессов и коррупционных рисков. Контролю подлежат все процессы – начиная от качества сырья и заканчивая внешним видом упаковки.
Реклама продукции также имеет свои особенности – Международный свод правил продвижения грудного вскармливания включается в себя принципы недопущения пропаганды замены грудного вскармливания смесями. В целом, это касается питания на молочной основе, но также касается и других сегментов.
Структура и динамика рынка детского питания изменяются в зависимости от влияния ряда факторов, а именно доходов населения, рождаемости, наличия внутреннего производства и излишков на рынке, а также цен на сырье.
Так, доходы населения в нашей стране после падения в 2014-2016 годах начали постепенно восстанавливаться благодаря стабилизации некоторых отраслей экономики, отсутствию колебаний на рынках и установке минимальной заработной платы в стране. В среднем, рост доходов в 2017 году составил 5-7%. В то же время, продолжает сокращаться рождаемость. Учитывая то, что восстановление экономики наблюдается ближе ко второй половине 2017 года, рост уровня рождаемости стоит ожидать во 2-3 квартале 2017 года.
На рынке детского питания произошло значительное сокращение объемов производства из-за реорганизации и рейдерского захвата крупнейшего производителя продукции Хорольского завода детского питания. Новые компании за исследуемый период в сегменте не появлялись.
На сырьевых рынках отмечалось незначительное восстановление биржевых цен, но этот фактор не оказал существенного влияния на объемы производства благодаря наличию собственной сырьевой базы в Украине.
Таким образом, рынок детского питания в нашей стране развивался согласно общей экономической динамике, рост сегмента в натуральном выражении составил 10%. Падение цен на продукцию произошло в силу изменения структуры производства в сторону соков и сокращения доли выпуска технологически сложных продуктов.
На рынке детского питания преобладает продукция внутреннего производства. Однако стоит отметить, что в денежном выражении доля импорта и отечественных товаров составляет 50%. Это объясняется менее высокими ценами на детское питание украинского производства.