Сезонность тепличных культур (производство зелени и салата), в натуральных единицах, тыс. тонн
С подробными данными по рынку тепличных культур можно ознакомиться в профессиональном исследовании компании Pro-Consulting. Вкратце отметим, что тепличное производство – это капиталоёмкая и трудоёмкая отрасль сельского хозяйства, обладающая своими преимуществами и трудностями.
Основное преимущество тепличного метода выращивания – высокая урожайность культур по сравнению с методом открытого грунта. Тепличное хозяйство может дать в течение года от 3 до 6-ти урожаев. Это зависит от типа культур, качества посевного материала, агротехнологических приёмов и других факторов, обозначенных в нашем аналитическом исследовании.
Сбыт большей части тепличной овощной продукции сориентирован на внутренний рынок Украины. Причем для реализации выращенной продукции производители сотрудничают с оптовыми поставщиками. Можно осуществлять сбыт и напрямую в торговые сети и розничные точки, но лишь единичные хозяйства заключают такие договора. Для этого необходимо создать регулярное цикличное производство с необходимым товарным объёмом и создать систему стабильных и прогнозируемых поставок.
Основной конечный потребитель тепличной продукции – население городов. Соответственно, производство тепличной продукции ориентируется на регионы с высокой плотностью городского населения и высоким уровнем дохода.
В октябре 2014 запрет на ввоз продукции на территорию России привел к потере одного из основных рынков сбыта. Ведь в 2013 – 2014 гг. более 95% урожая зелени поставлялось в соседнюю страну. Это ключевая тенденция, которая оказывает существенное влияние на развитие рынка и приводит к пессимистическим настроениям по сбыту продукции в новом сезоне.
Внутреннее производство страны полностью покрывает спрос населения на зелень. Однако импортная продукция всё же поступает в продажу – её доля на внутреннем рынке составляет около 25%. Следует отметить, что рост валютных курсов привёл к росту цен на импортную продукцию в 2015 году, а это уменьшило влияние импортеров на рынок. Такая тенденция позволяет рассчитывать на увеличение спроса внутри страны на отечественную продукцию.
Маркетинговое исследование Pro-Consulting обозначило характерные тенденции рынка тепличных культур:
· Множество небольших игроков;
· Слабая ориентированность товаропроизводителя на потребности рынка, потребности потребителя;
· Рост цен на энергоносители – энергозатраты составляют значительную долю в себестоимости продукции;
· Отмена фиксированного сельскохозяйственного налога;
· Рост стихийной торговли, увеличение доли теневого оборота предприятий;
· Снижение покупательской способности в 2014-2015 гг. привело к снижению потребления салата;
С подробными данными по рынку тепличных культур можно ознакомиться в аналитическом исследовании Pro-Consulting.