Складские помещения в Украине преимущественно принадлежат к одной из двух основных категорий – это либо объекты, используемые компаниями-собственниками для своих нужд; либо комплексы, предназначенные для сдачи в аренду. Строительство складской недвижимости арендодателям ранее тормозилось низким уровнем арендных ставок, и только в последнее десятилетие этот бизнес стал более-менее развиваться. Однако, дефицит качественных складских помещений ощущается на рынке еще и сегодня, особенно это характерно для небольших региональных населенных пунктов. Здесь арендаторам предлагаются в основном переоборудованные старые склады, а новая складская недвижимость строится крупными компаниями для себя.
Преобладает спрос над качественным предложением и на столичном рынке складских услуг. Так, в прошлом году в Киеве было поглощено 53 тыс. м2 площадей хранения, а введено в эксплуатацию новых складов лишь 50 тыс. м2. Данная тенденция продолжилась в 2018 году, за первое полугодие которого вакантность складской недвижимости столицы снизилась с прошлогодних 5,1% до 3,3%.
Описанные выше факторы стимулируют рост уровня арендных ставок на складскую недвижимость, что способствует оживлению ее строительства в регионах и столице. Вместе с тем, прогнозируется, что темпы ввода в строй новых объектов не смогут удовлетворить растущую потребность потенциальных арендаторов. Ожидается, что значительная часть логистических компаний будет стремиться обзавестись собственной складской недвижимостью, а не искать варианты ее аренды. Поэтому многие новые объекты будут сразу переходить в корпоративную собственность, а предложение свободных складов снизится, и стоимость их аренды продолжит увеличиваться.
Дальнейший рост украинской экономики вызовет еще больший спрос на услуги складской обработки и хранения товаров и приведет к появлению новых логистических предприятий, которым потребуются площади для деятельности. Ситуация на складском рынке будет зависеть от соотношения того, предпочтут большинство из его операторов приобрести складские объекты в собственность или арендовать их. Преобладание первого варианта повлияет на продажную стоимость новых складов, второго – на величину арендной ставки. В любом случае, строительство складской недвижимости станет более экономически привлекательным.
Регионами наибольшей активности логистического бизнеса продолжат оставаться города и районы, близкорасположенные к крупным промышленным предприятиям, центрам перевалки транзитных грузов и импортно-экспортным терминалам. Цены на различные виды услуг складской обработки (хранение, разгрузка/загрузка, комплектация заказов, паллетирование) будут зависеть от интенсивности движения товаров и уровня конкуренции на логистическом рынке.
Компания Pro-Consulting подготовила для Вас короткий перечень готовых проектов на данную тему. Ознакомиться с проектами можно, перейдя по ссылкам: