Что бы там не говорили диетологи, но мучные изделия все еще популярны среди жителей нашей страны. В основном они употребляются как дополнение к чаю, кофе или напиткам, но могут служить и средством перекуса для быстрого утоления голода, а в некоторых случаях и основным блюдом при приеме пищи.
Старая народная мудрость говорит, что в ожидании трудных времен необходимо сушить сухари. Данная истинна не потеряла актуальность и в наши дни, в чем можно было убедиться в период разгара кризиса 2014-2015 годов. С падением доходов в результате обесценивания гривны и скачка инфляции, многие отечественные потребители вынуждены были перейти с пирожных на более дешевые кондитерские изделия – сухари и сушки. Хотя они также имеют тенденцию к подорожанию, но все же остаются в доступном ценовом диапазоне для большинства покупателей.
Производители сухарей и бараночных изделий ориентированы в основном на внутренний рынок. Экспорт составляет около 10% от выпуска этой продукции и осуществляется в основном в страны СНГ. Присутствует на нашем рынке и небольшая доля импорта, в которой представлены сухари с различными вкусовыми добавками.
Для участников рынка сухарей и сушек удержаться на нем отнюдь не простая задача. Здесь ведется довольно плотная конкурентная борьба между производителями. Сосредоточена она в области цены и качества. Очень важно найти поставщиков сырья – муки, яиц, масла, маргарина, которые будут поддерживать необходимый качественный уровень не сильно задирая цены, несмотря на постоянное удорожание энергоносителей и повышение других видов расходов.
Еще одним фактором, отрицательно влияющим на деятельность добросовестных производителей, является наличие на рынке значительного теневого сектора. Теневики имеют большое конкурентное преимущество поскольку не обременены налоговой нагрузкой и могут не придерживаться стандартов качества.
Для расширения ареала сбыта любых видов продовольственных товаров, в том числе сухарей и сушек, важно наличие развитой логистической инфраструктуры. Необходимы хорошие дороги, транспортные средства, склады, способные обеспечить необходимые режимы хранения, а эти элементы в достаточном количестве имеются еще не во всех регионах Украины.
С другой стороны, высокий уровень конкуренции на рынке сухарей и сушек на руку потребителям этой продукции. Они имеют возможность выбора среди широкого ассортимента выпускаемых изделий. Сегодня на полках магазинов можно найти бараночные изделия на любой вкус и кошелек: сушки, баранки, бублики; ванильные, горчичные, глазированные; с маком, с солью. Для любителей минимализма стали делать мини-сушки. Однако, в этом сегменте не ведется крупных рекламных кампаний и не стараются привлечь внимание покупателей яркими упаковками.
Немного отличается ситуация в секторе сухарей. Дело в том, что они производятся двух видов: сдобные и снековые. Первые – это традиционный десерт к чаю и кофе. Они выпекаются из специального теста с добавлением некоторых ингредиентов, таких как горчичное масло или изюм. Здесь рыночная ситуация подобна той, что сложилась в сегменте сушек. Снековые же сухарики ориентированы больше на молодежную аудиторию и предлагаются в качестве закуски к слабоалкогольным напиткам и пиву. Они изготавливаются из обычного хлеба и щедро сдабриваются вкусовыми добавками. На этом поле проводятся мощные рекламные кампании в соответствии с профилем целевой аудитории, ее внимание также привлекается видом упаковки и другими маркетинговыми приемами.
Если взглянуть на рынок сухарей и бараночных изделий в целом, то можно отметить устойчивую тенденцию последних двух лет к росту производства. В 2016 году его объем в натуральном выражении увеличился на 8,7%, в 2017 году – на 14%, а за первые четыре месяца 2018-го – на 10,3% по сравнению с аналогичными предыдущими периодами.
Сухари и сушки всегда будут пользоваться определенным спросом среди украинцев, но данный рынок ограничен рамками низкого ценового диапазона, в котором у этих видов продукции имеется большая конкуренция со стороны печенья и вафлей. При повышении покупательной способности населения, часть потребителей неизбежно переключится на более вкусные и дорогие кондитерские изделия. Поэтому ожидать постоянного роста объема рынка сухарей и сушек не стоит. Целесообразно искать дополнительные каналы сбыта данной продукции на экспорт.
Компания Pro-Consulting подготовила для Вас короткий перечень готовых проектов на данную тему. Ознакомиться с проектами можно, перейдя по ссылкам: