1337
Аналитический обзор рынка свежей зелени в Украине: в обществе растет спрос на здоровое питание
Рынок свежей зелени в Украине находится в рецессии, что связано со снижением показателей экспорта, импорта и валового продукта. Падение началось с 2014 г., когда емкость рынка снизилась на 2,5214 тыс. тонн, в 2015 г. этот показатель составил 1,9159 тыс. тонн. Подробная структура рынка свежей зелени в Украине изображена на рисунке ниже. Темп прироста рынка в 2013 г. был отрицательным – 20,5%, в 2015 г. этот показатель снизился еще на 2%.
Рынок зелени в Украине характеризируется большой долей украинских производителей, что связано с падением спроса на продукцию, импортируемую из-за рубежа. За последние годы в Украине увеличилось количество предприятий, которые занимаются выращиванием зелени. Это связано с популярностью подобного типа овощеводства, климатом нашей страны и прочими факторами. Методология выращивания постоянно усовершенствуется, но наибольшей популярностью пользуется гидропонный способ. Гидропоника является самым простым, экономным и экологическим методом выращивания.
Количество валового урожая зелени зависит от ее себестоимости. Так, в 2013 г. рентабельность этого вида деятельности составляла 300%, но в 2016 году ситуация изменилась – эксперты отмечают, что большинство предприятий работают в убыток. Это связано, в первую очередь, с повышением цен на газ и другие коммунальные платежи.
При ведении подобного бизнеса важную роль играют региональные особенности. Так, тепличные комплексы, расположенные на юге, демонстрируют большую прибыльность, от чего напрямую зависят возможности оплаты счетов за газ, электричество и отопление. Другими словами, гораздо выгоднее заплатить транспортной компанию за перевозку выращенной зелени в северные регионы, чем оплачивать внушительные счета при постоянной работе там. Кроме того, многие клиенты любят покупать зелень не только летом, но и зимой.
Стоит отметить, что здоровое питание набирает все большей популярности в обществе, поэтому спрос на базилик, рукколу и салат-ромен увеличился. В странах ЕС спрос на эту продукцию гораздо выше, чем в Украине. Так, в Европе показатель спроса на зелень составляет около 30%, а в Украине – всего 2%.
Основными точками реализации зелени являются:
• магазины.
• прилавки.
• ярмарки.
• интернет-магазины.
• оптовые рынки.
Все они пользуются популярностью, но весной и летом покупатели больше посещают открытые рынки. Подобный выбор связан с уверенностью в том, что зелень выращена без подкормки пестицидами или другими химическими веществами, необходимыми для быстрого роста овощей.
Немаловажным фактором эффективности реализации зелени на открытых рынках является и стоимость. Так, на рынке продавец зачастую является и производителем, поэтому стоимость зелени гораздо ниже, чем в других торговых точках. Многие продавцы дорожат своими постоянными клиентами, поэтому заботятся о качестве продукции.