Аннотация к анализу рынка:
В обзоре украинского рынка мороженого, представленном компанией Pro-Consulting, освещены закономерности изменения анализируемого рынка за послекризисный период (2009–2013 гг.), обусловленные, прежде всего, тем, что в структуре потребления домохозяйств эта продукция не относится к товарам первой необходимости. В натуральном выражении показатели емкости рынка и детерминирующие их объемы производства сократились в целом за период на 5,9% и 5,6% соответственно. При этом стоимостные показатели демонстрируют рост: даже в 2011 г., когда емкость рынка в натуральном выражении максимально сократилась (почти на 12% к предыдущему году), показатели реализации выросли на 26,2%. За период 2009–2012 гг. объемы розничного товарооборота выросли в 2,1 раза. Сезонность рынка проявляется в том, что за полгода (с марта по август 2013 г.) потребляется около 88% мороженого. Несколько выросли в натуральном выражении показатели внешнеэкономической деятельности: экспорта – на 37,8%, импорта – в 2,6 раза, однако они настолько малы, что на рынок практически не влияют. Так, экспорт составляет 2,1–3,0% производства, а импорт – лишь 0,3–0,8% емкости рынка. Если проанализировать направления поставок, то в рассматриваемом периоде произошли существенные структурные сдвиги. Доля Молдовы практически не изменилась, России – сократилась на 7,2 п. п., тройку лидеров-экспортеров покинул Казахстан и его место занял Израиль. Эти страны в 2013 г. удерживали 95,6% рынка, что свидетельствует о концентрации экспорта (соответствующий показатель 2009 г. составлял 78,8%). В то же время импорт диверсифицировался, стал намного более разветвленным. Доля лидера, России, сократилась на 10,4 п. п., а Германии, занимавшей вторую позицию, – на 29,1 п. п. или в 6,4 раза. В тройку стран-импортеров на второе место уверенно вошла Беларусь с показателем 16,0%, а на третьем месте удержалась Франция, ее доля сократилась менее чем на 1 п. п. Перечислены ключевые операторы рынка, среди которых с отрывом в 4,0 п. п. от второго места лидирует ПАО «Житомирский маслозавод» с показателем 23,1%. О высоком потенциале роста украинского рынка мороженого свидетельствует, например соотношение удельного потребления средних американца и украинца – 10:1. Несмотря на это, эксперты прогнозируют небольшое ежегодное сокращение емкости рынка мороженого на среднесрочную перспективу (примерно по 1% ежегодно).
Детальное содержание:
1. Объем рынка
2. Внешнеэкономическая деятельность
3. Операторы рынка
4. Тенденции потребления
5. Прогноз развития отрасли
Перечень таблиц:
1. Динамика объема рынка мороженого в Украине за 2009–2013 гг. в натуральном выражении, тыс. тонн
2. Динамика объема розничного товарооборота мороженого в Украине за 2009–2013 гг. в денежном выражении, млн грн.
3. Динамика экспорта и импорта мороженого за 2009–2013 гг. в натуральном выражении, тыс. тонн
Перечень графиков и диаграмм:
1. Динамика объема рынка мороженого в Украине за 2009–2013 гг. в натуральном выражении, тыс. тонн
2. Региональная структура производства мороженого в Украине по итогам 2013 года, натуральное выражение, %
3. Динамика объема рынка мороженого в Украине за 2009–2013 гг. в натуральном выражении, тыс. тонн
4. Географическая структура экспорта мороженого из Украины по итогам 2009 и 2013 гг. в натуральном выражении (тыс. тонн), %
5. Географическая структура импорта мороженого из Украины по итогам 2009 и 2013 гг. в натуральном выражении (тыс. тонн), %
6. Доли основных операторов рынка мороженого в Украине по итогам 2013 г., натуральное выражение, %
7. Распределение доходов домохозяйств в разрезе категорий продуктов питания по итогам 9 мес. 2013 г., %
8. Частота потребления мороженого в Украине по состоянию на 2013 г. (июль 2013), %
9. Потребительская оценка различных торговых марок мороженого в Украине по итогам 2013 г., балл
10. Потребительская оценка различных торговых марок семейного мороженого в Украине по итогам 2013 г., балл
11. Прогнозные показатели объема рынка мороженого в Украине на 2014–2016 гг. в натуральном выражении, тыс. тонн