1416
Як залучити інвестиції в проекти з енергоефективності? - Ірина Перелі, начальник відділу розробки механізмів фінансування проектів компанії Pro-Consulting. Інформаційний портал "Фінансовий огляд"
В течение последних 20 лет энергоёмкость ВВП увеличилась в среднем на 40%, в том числе топливоёмкость – на 35% и электроёмкость – на 50%. Причиной этому служит тот факт, что несмотря на сокращение объемов производства в целом по стране, фактически не изменился уровень расходов энергии и топлива на общие нужды предприятий, в частности в жилищной и коммунально-бытовой сфере.
В структуре потребления топливно-энергетических ресурсов Украины в течение последних 10 лет наибольший объем составляет газ – 41% (в мире – 21%), нефть – 19%, уголь – 19%, ядерное топливо – 17%. На гидроресурсы и другие возобновляемые источники энергии приходится 4% общего потребления энергоресурсов.
Еще в 2006 году была разработана и утверждена «Энергетическая стратегияУкраины до 2030 года». В этот документ неоднократно предлагалось внести изменения исходя из текущей ситуации и вновь возникающих обстоятельств. Обновленная версия этого документа, которая обсуждалась в сентябре 2012 года, отображает такую общую тенденцию – к 2030 году весомыми составляющими энергетического баланса страны станут угольная отрасль, атомная генерация, газ собственной добычи и частично возобновляемые источники энергии. Из мировой практики известно, что если в структуре операционных затрат предприятия затраты на энергоресурсы составляют больше 5%, то на таких предприятиях имеет смысл внедрять энергосберегающие технологии. Это позволит снизить долю энергозатрат в себестоимости производимой продукции с целью повышения её конкурентоспособности на мировом рынке и позитивно повлияет на экономические показатели деятельности компаний в долгосрочной перспективе.
Этот факт имеет особое значение, поскольку в условиях дефицита оборотных средств многие предприятия вынуждены привлекать внешние источники финансирования для расширения своей деятельности и освоения новых перспективных направлений развития. А это, в свою очередь, влечет за собой большую долговую нагрузку на предприятие. Именно поэтому с целью снижения общих затрат на многих производствах имеет смысл проводить энергоаудиты, разрабатывать рекомендации по принятию энергоэффективных мер на предприятиях, устанавливать энергосберегающее оборудование и разрабатывать положения по энергоэффективной политике, которые будут также связаны с вопросами экологии и охраны труда. Все вышеперечисленное приводит к мысли, что представители бизнеса рано или поздно все равно начнут активно внедрять проекты по энергосбережению на своих предприятиях, а значит искать действенные схемы финансирования таких проектов.
Анализ опыта зарубежных стран по применению механизмов финансирования энергоэффективных мероприятий и проектов дает возможность сделать такие выводы:
- Активно используются различные схемы налогообложения, которые снижают относительную стоимость применения новых энергоэффективных технологий (со стороны предприятия);
- Применяются финансовые стимулы, которые способствуют реализации политики энергосбережения на предприятиях при помощи снижения эксплуатационных расходов или повышения экономической привлекательности инвестиций и закупок по энергоэффективным проектам;
- Используются финансовые стимулы в виде выделения средств, которые поступают от введенных налогов и сборов, и направление их на льготные кредиты или субсидии (со стороны государства);
- Применяются финансовые стимулы в комплексных программах и проектах, которые объединяют интересы государства, населения и бизнеса, и призваны осуществлять деление доходов с учетом уровня эффективности использования энергоресурсов (применяя механизмы государственно-частного партнерства).
В первую очередь сегодня необходимо оптимизировать энергопотребление в целом по стране. С этой целью есть смысл вводить нормативное использование предприятиями энергоресурсов (соблюдать нормы расходов энергоносителей в различных отраслях экономики согласно законодательству Украины), вводить экономические санкции за неэффективное использование энергоносителей (штрафы, повышенная плата, налоги), повышать административную ответственность за нарушения в сфере энергосбережения.
Отметим, что Налоговый и Таможенный кодексы Украины, а также другие нормативные акты, принятые в ноябре 2012 года, предусматривают такие механизмы стимулирования энергоэффективности и развития возобновляемой энергетики:
Освобождение от уплаты ввозной пошлины (подпункт 197.16.1 и 197.16.2 пункта 197.16 статьи 197 Налогового кодекса Украины и пункты 14 и 16 части первой статьи 282 Таможенного кодекса Украины), а именно освобождение от налогообложения операций с ввоза на таможенную территорию Украины оборудования, которое работает на возобновляемых источниках энергии, энергосберегающего оборудования и материалов, измерительных приборов, оборудования и материалов для производства альтернативных видов топлива или для производства энергии с возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, воды); энергосберегающего оборудования и материалов, эксплуатация которых обеспечит экономию и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и пр. При этом операции по ввозу таких товаров освобождаются от налогообложения, если эти товары используются плательщиком налога для собственного производства (постановление Кабинета Министров Украины от 14 мая 2008 года № 444);
Освобождение от налогообложения 50 % прибыли предприятия (подпункт 158.2 статьи 158 Налогового кодекса Украины), которая получена от реализации энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов предприятий, которые включены в Единый государственный реестр предприятий, организаций и учреждений (ЄДРПОУ) и осуществляют разработку, внедрение и использование энергоэффективных мероприятий и проектов. При этом, такие проекты должны отвечать критериям энергоэффективности, получить вывод о соответствии в государственных органах и быть включенными в перечень отраслевых программ по энергоэффективности (приказ Государственного агентства по энергоэффективности от 1 апреля 2008 года № 49);
Освобождение от налогообложения 80 % прибыли предприятия (подпункт 158.1, статьи 158 Налогового кодекса Украины), которая получена от продажи на таможенной территории Украины товаров собственного производства (перечень утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 28 сентября 2011 года № 1005), а именно: оборудования, которое работает на возобновляемых источниках энергии, материалов, сырья, оборудования и комплектующих, которые будут использоваться в производстве энергии с возобновляемых источников энергии, энергоэффективное оборудование и материалы, эксплуатация которых обеспечивает экономию и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, измерительные приборы, приборы контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов, оборудование для производства альтернативных видов топлива. При этом плательщик должен обеспечить отдельный учет прибыли или убытка, которые были получены от продажи на таможенной территории Украины перечисленных товаров;
Временное освобождение (до 1 января 2019 года) от уплаты налога на добавленную стоимость операций по поставке техники, оборудования, указанного в ст. 7 Закона Украины «Об альтернативных видах топлива», импорта некоторых товаров, которые используются для реконструкции действующих и строительства новых предприятий по производству биотоплива;
Временное освобождение (до 1 января 2020 года) от уплаты налога на прибыль предприятий для предприятий-производителей биотоплива, которая получена от продажи биотоплива, а также от деятельности по одновременному производству электрической и тепловой энергии с использованием биологических видов топлива и/или производства тепловой энергии с использованием биологических видов топлива;
Временное освобождение (до 1 января 2020 года) от уплаты налога на прибыль предприятий для предприятий, которые получают прибыль от хозяйственной деятельности по производству и использованию газа (метана) угольных месторождений, и работают на основе Закона Украины «О газе (метане) угольных месторождений»;
Установление «зеленого» тарифа (согласно Закону Украины «Об электроэнергетике»), который устанавливается на уровне розничного тарифа на январь 2009 года в евро-эквиваленте и умножается на коэффициент «зеленого» тарифа, который устанавливается в зависимости от источников производства электроэнергии. Так, дифференцированный «зеленый» тариф для гидроэлектростанций в зависимости от их мощности, сделает более привлекательными для инвесторов проекты гидроэнергетики, поскольку при старых коэффициентах срок окупаемости таких объектов составлял более 10 лет;
Налог на земельные участки (в пределах и за пределами населенных пунктов), предоставленные для размещения объектов энергетики, которые производят электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, уплачивается в размере 25% установленного налога;
Освобождение от налогообложения (сроком на 10 лет, начиная с 1 января 2011 года) прибыли предприятий отрасли электроэнергетики от продажи электрической энергии, произведенной с возобновляемых источников энергии.
Стремление государства оптимизировать структуру затрат на энергоносители послужило причиной возникновения и активной работы организаций и коммерческих компаний по выполнению энергоэффективных мероприятий (энергосервисных компаний), а с ними – и появления нового типа договоров – энергосервисных контрактов. В зарубежной практике эти договора называются перфоманс-контрактами. При выполнении таких контрактов активно используются различные схемы финансирования, среди которых наиболее востребованными являются кредиты и кредитные линии, финансовый лизинг и факторинг. Но, как всегда, одним из главных вопросов для заемщиков в любом инвестиционном проекте (в т. ч. по энергосбережению) является стоимость ресурсов: процентная ставка и возможное удорожание денег. Частные инвесторы при оценке вложения своих средств и расчете показателей по инвестиционным проектам учитывают разные виды рисков и стараются компенсировать их влияние соответствующими коэффициентами в формулах. В результате итоговые ставки при использовании инвестиционных схем финансирования могут многократно превосходить существующие ставки по кредитам. Более того, иногда в практике высокие риски невозврата средств могут привести к отказу инвесторов от участия в проектах с расчетной внутренней доходностью (IRR) в десятки процентов годовых. При этом сегодня украинские банки, которые готовы кредитовать проекты по энергоэффективности и энергосбережению, хотят видеть потенциальную экономию энергозатрат по проектам в размере 20%, а IRR не меньше 10%.