Правильный образ жизни, занятия спортом и полезные продукты стали катализатором изменений на рынке напитков в Украине. И в первую очередь, на рынке соков. Газированные напитки вытеснятся минеральной водой, фруктовыми и овощными соками. Однако объемы спроса на соки в нашей стране значительно ниже европейских.
В 2010 году показатели выпуска соков были максимальными и составляли 749,3 тыс. тонн сока. По итогам 2011 года объемы производства упали на 5%. Объем производства в 2014 года на 37% превышали показатели 2015 года. Динамика производства представлена на рис. ниже.
Динамика производства соков в Украине в 2014-6 мес. 2016г., натуральное выражение, тыс. тонн
Снижение объемов выпуска соков связано с потерей российского рынка и обесцениванием национальной валюты, что вызвало снижение доходов населения. Нестабильная политическая ситуация в стране также сказывается на финансово-экономическом состоянии рынков.
Предпочтения покупателей
40% украинцев приобретают сок регулярно, чуть более 20% - каждый день, около 8% - только на праздники, а 3% - вообще не употребляют соки. Поэтому можно смело говорить о том, что фруктовые и овощные соки популярны в Украине.
Упаковка продукции всегда играла важную роль. Наиболее часто используемой является тара объемом 1 литр (53,7%), 2 литра (15,3%), 1,5 литра (14,2%) и 0,5 литра (11,1%). Что же касается вкусовых характеристик, то особой популярностью пользуются мультивитаминный, вишневый, апельсиновый и яблочный соки
Что влияет на спрос?
Потребитель первым делом обращает внимание на вкус, а затем на качество сока, стоимость, бренд, производителя и упаковку. Пластиковая упаковка пользуется меньшей популярностью, нежели картонная тара.
Согласно статистическим данным, украинец потребляет 10 литров сока каждый год. В Европе этот показатель в 3 разы выше, а в США – в 5 раз.
К основным причинам низкого потребления соков в нашей стране можно отнести:
1. Низкий уровень заработков.
2. Рост потребления минеральных вод различных сортов.
3. Недоверие к украинским производителям.
Состав рынка
Отечественные компании часто создают миксы, объединяя различные вкусы для расширения ассортимента продукции. Помимо этого, украинский рынок может похвастаться большим выбром нектаров, овощных и фруктовых соков. Подобная продукция практически не представлены на рынках Европы и США. Соки премиум-сегмента в Украине практически не выпускаются.
Ключевыми компаниям-производителями соков в Украине являются несколько компаний:
1. «Сандора».
2. «Эрлан».
3. «Витмарк».
4. «Кока-Кола».
5. «Дринкс Украина».
Каждая компания выпускает свою продукцию под рядом торговых марок. К примеру, марками «Сандоры» являются: «Сандора», «Сандорик», «Садочок», «Сандора Эксклюзив», «Сандора до сниданку». Компании «Эрлан» принадлежат торговые марки «Биола» и «Соки Лето». Кока-Кола выпускает соки Rich.
«Витмарк» выпускает следующие соки:
1. «Джаффа».
2. «Наш Сок».
3. «Соковита».
4. «Джусик».
Соки под торговой маркой «Джаффа» экспортируются в 20 стран мира, что может свидетельствовать о популярности украинских соков за рубежом.