Школьное образование является базовым элементом в жизни человека. От качества заложенного школой фундамента во многом зависит дальнейшая судьба ребенка. Понимая это, ответственные родители стараются найти своему наследнику школу, которая сможет привить ему качества и дать знания, необходимые для будущего процветания. Создание альтернативы государственному образованию и является нишей частных учебных заведений.
Частные школы более гибки в выборе методики преподавания и могут предложить своим клиентам нестандартные подходы к развитию ребенка. Так, Вальдорфская методика преподавания делает упор на комплексное развитие личности учащегося в естественном для него темпе, без стрессовых нагрузок на психику, вызванных гонкой за лучшими показателями. Такую методику предлагают, например, школы «София» в Киеве и «Ступени» в Одессе. Другим примером альтернативного подхода к школьному образованию является система Монтессори. Вовлеченные в нее дети стимулируются для принятия самостоятельных решений. Получая задания, они сами выбирают пути их выполнения и ищут знания, необходимые для этого. Школа «Монтессори» работает в Киеве. В Одессе можно найти дошкольные учреждения, использующие данную методику.
Сдерживающим фактором для развития частного образования в нашей стране является невысокая покупательная способность населения. По данным Главного управления статистики в Одесской области, средняя заработная плата одессита составляет около 6000 грн в месяц. При этом на образование среднестатистическая одесская семья тратит примерно 1,3% своих доходов. Поэтому, на сегодняшний день устроить своего ребенка в негосударственную школу может себе позволить лишь семья с уровнем доходов выше среднего.
При таком высоком уровне оплаты услуг частных школ родители ожидают соответствующей отдачи от вложенных в образование ребенка средств. При выборе школы они обращают внимание на ее престижность и известность в своем кругу. Большое влияние на окончательный выбор оказывают советы и отзывы друзей и знакомых, чьи дети уже обучаются в таких школах. Родители требуют от частных учебных заведений более дружественного отношения к ребенку, отсутствия формального подхода к его обучению, применения самых эффективных методов передачи знаний и развития личности. Оплачивая услуги частной школы, клиенты надеются на приобретение их ребенком высокого уровня знаний для дальнейшего поступления в престижные ВУЗы без привлечения репетиторов.
Традиционно в украинских семьях забота о детях лежит преимущественно в сфере обязанностей матерей. Поэтому, среди людей, интересующихся информацией о частных школах, преобладает доля женской аудитории. Особенно активны молодые и средних лет женщины. В соответствии с результатами проведенного анализа активности аудитории социальных сетей, частными школами интересуются 33% женщин в возрасте 25-34 лет и 40% ─ в возрасте 35-44 лет. В более старшем возрасте интерес к частному образованию естественно идет на спад и здесь преимущество переходит к мужчинам. В этот период основное внимание аудитории направлено на возможности перевода в частные школы старшеклассников для подготовки к дальнейшему поступлению в ВУЗы. Так, в возрасте 45-54 лет негосударственными школами интересуются 28% мужчин и 17% женщин, а для 55-64-летних это соотношение составляет уже лишь 7% и 6% соответственно.
Соотношение мужчин и женщин, которые интересуются частными школами в разрезе возрастной категории, %
Источник: Оценка Pro-Consulting на основании статистики аудитории социальных сетей
Таким образом, усредненный портрет потребителя услуг частных школ имеет преимущественно женское лицо в возрасте от 30 до 40 лет. Члены целевой аудитории – это люди с высшим образованием, занятые в сфере менеджмента и имеющие высокие доходы.
При выборе школы родители руководствуется своей оценкой эффективности используемой методики обучения и уровня образования, предоставляемого ребенку. Важным для них является и набор дополнительных услуг учебного заведения, таких как продленка, трансфер, хорошее питание, возможность посещения дополнительных кружков и изучения различных языков. Очень приветствуется потребителями индивидуальный подход и внимание к их ребенку, его комфорт (хорошее помещение, тепло, чистота), а также профессиональный уровень преподавательского состава.