1498

Подбираем обувь для большой модницы

Зимние и летние, всесезонные (что, по мнению профессионалов, – ни зимние, ни летние), разных фирм и стран-производителей, а также с разным рисунком, другими наворотами и примочками, реализуемые в широком диапазоне цен – от бюджетных до сегмента премиум.


podbiraem-obuv-dlya-bolshoy-modnitsy.jpg  


Это не туфли для привередливой девушки, как можно было бы подумать. Мало кто из завзятых шопоголиков уделяет столько времени поиску обуви для себя, сколько рядовой автолюбитель посвящает выбору обуви для своей машины. И это не случайно, ведь качество шин, их соответствие марке автомобиля, погоде и, что особо важно, приспособленность к украинским дорогам являются ключевыми факторами безопасности.

Шина, или (в специальной терминологии) упругая резино-металло-тканевая оболочка, установленная на обод диска, является высокотехнологичной инженерной конструкцией, определяемой многими параметрами. Среди них – форма профиля шины, его ширина и высота, внешний и посадочный диаметры шины и другие характеристики (рис. 1).

 

podbiraem-obuv-dlya-bolshoy-modnitsy1.jpg 

 

Рис. 1. Основные и дополнительные характеристики автошин

 

В Украине используются как дюймовая, так и метрическая маркировки шин, при этом в обеих системах содержатся такие показатели: функция, указанные геометрические параметры, отметка типа каркаса (радиальный и диагональный), а также индекс загрузки (определяет таблично задаваемую величину допустимой загрузки в кг) и индекс скорости, характеризует максимальную выдерживаемую шиной скорость (от А1, отвечающий 5 км / час до Y для более 300 км / час), также задается таблицей соответствия. При этом увеличение скорости должно сопровождаться обязательным снижением максимальной загрузки. Также для шин должны быть указаны дополнительные сведения по, например, максимально допустимому давлению и особым условиям эксплуатации.

Рынок шин для автомобилей, как и все прочие, смежные с авторынком, в целом детерминируется состоянием дел на последнем, а также общей экономической ситуацией в Украине. Активное развитие авторынка, высокие темпы роста парка автомобилей вызывают увеличение объемов продаж шин. При этом следует подчеркнуть, что такое увеличение для сегмента новых автомобилей происходит с временным лагом 3–4 года, когда наступает время смены оригинальных шин. (Это не относится к 2009 году, когда в условиях кризиса обвалился как авторынок, так и смежные с ним рынки товаров и услуг). Помимо наличия указанного лага динамика продаж характеризуется фактором сезонности, который проявляется в росте объемов реализации автошин в периоды смены резины (весна-осень). Емкость украинского рынка автошин формируется как собственным производством, часть продукции которого даже идет на экспорт, так и импортными поставками. Доля отечественной продукции к концу 2013 года составляла порядка 10% и в предшествующий период демонстрировала постепенное сокращение. Из двух производителей компания Rosava, несмотря на проведенную модернизацию технологического процесса и выпуск конкурентоспособной продукции, сокращает долю рынка, по мнению специалистов, из-за отсутствия продуманной политики продвижения бренда. Состояние дел в компании «Днепрошина» еще хуже, поскольку в настоящее время она признана банкротом. Что касается поставок из-за рубежа, то в Украине официально представлены все мировые бренды в этой сфере, а доля импортных шин растет, как и абсолютные показатели. Представленные в таблице 1 данные по экспорту, а именно, по его росту в 2012 году, с учетом ситуации в целом позволяют сделать вывод о возможном реэкспорте.

 

Показатели внешнеэкономической деятельности на рынке автопокрышек Украины

(млн долл. США)

podbiraem-obuv-dlya-bolshoy-modnitsy2.jpg 

 

Причем помимо продажи новых шин на рынке пользуется спросом и б/у продукция европейских и азиатских производителей и доля таких шин растет. Толчком к росту стал кризис и обусловленная им тенденция к сокращению расходов на поддержание автомобиля, которая только укрепляется: доля б/у шин постепенно приближается к 30%, хотя в докризисный период она была примерно вдвое меньше. Оценка доли ведущих стран-поставщиков иллюстрирует сложившуюся ситуацию доминирования российских автомобилей в Украине, что, соответственно обусловливает потребность в родных (и относительно недорогих) шинах (рис. 2). Сокращается доля Беларуси, занимавшей еще несколько лет назад вторую позицию в перечне стран-поставщиков. Характерной особенностью украинского рынка дистрибьюторы считают относительно невысокий спрос на китайскую шинную продукцию на фоне постепенного наращивания парка автомобилей производства Поднебесной.

 

podbiraem-obuv-dlya-bolshoy-modnitsy3.jpg 

Рис. 2. Географическое структурирование импорта автошин в Украину, по состоянию на июль 2012 года, %

 

Высокая доля польских шин иллюстрирует региональный аспект потребления, довольно существенный в Украине. Так, резина автомобилей западных областей Украины произведена преимущественно в Польше и ввезена через границу чаще всего контрабандой. Эти шины несколько дороже российских, но их качество считается местными жителями более высоким. Восток же страны предпочитает автошины производства РФ, выбирая при этом бюджетные 13–14-тидюймовые, называемые автолюбителя «вазовской группой». Эти же покрышки подходят, помимо ВАЗов, и для старых европейских автомобилей, завезенных в начале 1990-х на первой волне автоимпорта б/у машин европейского и азиатского (главным образом, японского) производства. Киев и здесь стоит особняком, выделяясь, в частности, максимальной долей продукции ценового сегмента премиум. Реализаторы объясняют это смещением факторов, влияющих на выбор, из рационально-прагматичной сферы в статусную. В целом же три основные ценовые сегмента – бюджетный, средний и премиальный – формируют рынок в натуральном выражении с показателями, соответственно 50%, 40% и 10%, а в денежном выражении – 45%, 55% и 15%.

В послекризисный период, когда ряд операторов был вынужден уйти с рынка, произошло серьезное переструктурирование рынка с укрупнением доли отдельных компаний. В настоящее время на рынке представлены пять крупных игроков, практически удерживающих его. Дальнейшая консолидация замедляется из-за нестабильной ситуации в Украине, что не позволяет строить даже среднесрочные планы. Среди других характерных особенностей рынка стоит отметить его некоторое снижение (колебания с нисходящим трендом). Однако при общем снижении стоимости одного комплекта шин (не в последнюю очередь обусловленном почти двадцатипроцентным падением цен на каучук) премиум сегмент удерживает показатели.

Выше было отмечено, что в Украине представлены торговые марки всех ведущих производителей шинной продукции.

podbiraem-obuv-dlya-bolshoy-modnitsy4.jpg

Однако большинству специалистов и пользователей известно, что в целом на международном рынке автошин идет процесс унификации продукции в рамках одной ассортиментной позиции. Стандартизируются характеристики шин, обеспечивается их полная взаимозаменяемость в рамках одной позиции маркировки. Степень унификации на рынке шин одна из наиболее высоких. Усовершенствование даже крупными производителями выпускаемых шин идет в рамках существующих технологий, поэтому отличие между шинами идет только по показателю качества продукции. Этот процесс, безусловно, выгоден для потребителей, поскольку позволяет использовать шины разных производителей, а не ставить машину на прикол в отсутствие родной резины.

Проблемой рынка, затрудняющей деятельность официальных представителей и прежде всего, снижающей их рентабельность и ограничивающей возможности открытой конкуренции, является высокая доля контрафактной продукции, что в целом характерно для этой группы рынков в Украине. В сегменте легковых автошин она, по отдельным оценкам, достигла 40% и практически не сокращается. Значительно меньше эта доля в сегменте грузового автотранспорта (до 15%), что позволяет налаживать систему продаж на легальной основе и способствует стабилизации рынка. Как это часто бывает, вызывает вопросы государственное регулирование в части постоянной и необоснованной смены процедур таможенной очистки, прежде всего – ценового регулирования (установления индикативных цен на продукцию). Непрозрачность принимаемых неизвестными чиновниками решений вызывает недовольство как дистрибьюторов, так и автолюбителей.

Среди тенденций рынка автошин отметим также структурные сдвиги в долях каналов продаж. Достоверная оценка здесь также затруднена высокой долей серого импорта, однако, по мнению специалистов, в настоящее время наибольший показатель имеют открытые рынки, хотя их доля и сократилась от трети в 2009 году до четверти в конце 2013 г. В сегменте классической розницы высокие показатели реализации имеют также специализированные магазины, СТО, выполняющие шиномонтаж, и сервисно-торговые центры (отметим, что в СТЦ чаще реализуются шины класса премиум).


 podbiraem-obuv-dlya-bolshoy-modnitsy6.jpg


  Но если ранее потребитель информацию о шинах получал от работников станций или в ходе обсуждения с такими же автовладельцами при смене резины, то сейчас сведения об особенностях и качестве разных видов шин от разных производителей легко можно найти в интернете. Это привело к росту интернет-продаж автошин на фоне общего роста этого сегмента торговли. Специалисты рынка среди основных преимуществ интернет-магазинов отмечают сокращение цепочки посредников и отсутствие складов при больших объемах продаж (что позволяет сэкономить до 150 грн на комплекте бюджетных шин), широкий ассортимент при возможности заказа даже узко специализированной продукции, круглосуточную работу без выходных, охват всей территории страны, высокую квалификацию персонала. С учетом того, что сетевая он-лайн торговля уже регулируется нормами отечественного законодательства, этот способ продаж имеет хорошие перспективы роста.

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами