Европейский Союз один из важнейших экспортных рынков для Украины. Наша страна в прошлом году продала в объединенную Европу товаров и услуг на сумму около $20 млрд, что составило 40,5% от общего объема экспорта. Годовой рост достиг 21%. Такие показатели, несомненно, являются положительным результатом работы зоны свободной торговли, вступившей в действие в начала 2016 года.
Вместе с тем, во взаимной торговле Украины с Евросоюзом есть и сдерживающие факторы. Касаются они, в частности, аграрной продукции. Так как ЕС дотирует своих сельскохозяйственных производителей, он не может допустить свободных поставок на свой рынок соответствующей продукции из других стран. Для защиты своих аграриев введены таможенные пошлины, снижающие конкурентоспособность импорта. Без пошлины можно ввозить товары в рамках тарифных квот, которые установлены и для продукции из Украины. Так вот, некоторые из этих квот настолько малы, что наша страна выбирает их очень быстро.
Например, уже 5 января были исчерпаны квоты на поставки пшеницы и кукурузы, которые составляют 1,035 млн тонн и 1,125 млн тонн соответственно. Лишь до 11 января продержались квоты на мед (8 тыс. тонн), виноградный и яблочный сок (14 тыс. тонн). До 17 апреля были исчерпаны еще две квоты: солод и пшеничная клейковина, обработанные томаты.
О том, насколько данные квоты малы для нашей страны, можно судить по общим объемам производства и экспорта соответствующих видов продуктов. Так, около 400 тыс. украинских пасечников собирают в течение года примерно 70 тыс. тонн меда. Из них, приблизительно 57 тыс. тонн экспортируется в государства Евросоюза сверх тарифной квоты, то есть с уплатой таможенной пошлины. Примерно такое же положение с квотами на зерновые. К примеру, в 2016/2017 маркетинговой году Украиной поставлено на международный рынок 17,5 млн тонн пшеницы и 20,7 млн тонн кукурузы.
Устранение сдерживающих квот на экспорт украинских товаров жизненно необходимо для нашей страны. Ведь по итогам 2017 года мы имеем более $9,15 млрд отрицательного баланса по экспорту-импорту товарной продукции. Для того чтобы ликвидировать этот дисбаланс необходимо как расширять уже имеющиеся каналы сбыта, например, путем переговоров с ЕС по увеличению квот, так и искать новых покупателей на мировом рынке.