Сезонность влияет практически на любой вид бизнеса. Летний период – самый рентабельный период года для среднего и малого бизнеса, поскольку именно в это время повышается спрос на многие товары и услуги – от солнцезащитных очков и головных уборов до туристических туров. В среднем за лето рентабельность правильно выстроенного и клиентоориентированного бизнеса может составлять 100-200%, что позволяет выйти на самоокупаемость всего за один сезон.
На развитие летнего бизнеса влияет целый ряд факторов, а именно:
• погодные условия, стимулирующие спрос на отдельные товары и виды услуг;
• увеличение количества рабочей силы (студенты);
• разгар периода отпусков, во время которого потребители склонны совершать покупки и забывать об экономии.
Говоря о летнем бизнесе, мы, прежде всего, представляем себе море, пляж и водные аттракционы. Это высокорентабельный бизнес, но для начинающего предпринимателя он может оказаться достаточно сложным из-за ряда причин. Прежде всего, речь идет о деформации территории Украины и потере Крыма, что сократило возможности выхода на курортный рынок. Сегодня происходит постепенное улучшение бизнес-климата на азовском и черноморском побережьях Украины, но работа на этих рынках осложняется высокой конкуренцией и наличием уже устоявшейся торгово-развлекательной инфраструктуры. Помимо этого, на развитие курортного бизнеса в стране влияет и снижение уровня доходов населения.
Вместе с тем, стоит отметить, что бизнес, связанный с отпускным сезоном – не единственная возможность открыть собственное предприятие в летний период. Аналитики компании Pro-Consulting составили перечень из 5 перспективных идей летнего бизнеса, которые подойдут для любого региона.
1. Торговля мороженым. Эта идея не уникальна, но достаточно рентабельна, поскольку прибыль с одной проданной единицы мороженного может составлять 40% закупочной стоимости. В затратную часть такого предприятия входят расходы на оплату аренды, закупку торгового оборудования и товара, зарплату персонала. Размещать торговую точку лучше в местах большого скопления людей – в парках, на пляже и т.д.
2. Тир и аттракционы. В мегаполисах, где нет выхода к побережью, целесообразным является открытие водных аттракционов (зобр, надувные горки, батуты и др.). С точки зрения финансирования, этот бизнес не требует больших вложений, но отличается наличием больших требований по технике безопасности.
3. Торговля квасом, минеральной водой, коктейлями и другими прохладительными напитками. При создании такого бизнеса нужно учитывать ряд факторов: конкуренцию, спрос и географическое расположение будущей точки продаж. Летом наибольшим спросом пользуется пиво – для его реализации необходимо получить лицензию на торговлю алкоголем. Возможно также создание летней торговой площадки.
4. Торговля очками, головными уборами, купальниками. Эти товары пользуются большим спросом в летний сезон и не требуют особых условий хранения. Можно рассмотреть вариант аренды места на рынке или в торговом центре. Наценка на некоторые модели очков в летний период может достигать 50%.
5. Установка кондиционеров. В жаркую погоду установка кондиционеров пользуется большим спросом. Для продвижения услуг, можно договориться с торговыми точками, реализующими соответствующее оборудование, о рекламе и рекомендациях. Такой подход гарантирует увеличение потока клиентов и уровня прибыли.
Представленные выше бизнес-идеи не требуют больших капиталовложений и отличаются короткими периодом окупаемости. Если же у предпринимателя есть более широкие финансовые возможности, можно также рассмотреть варианты создания службы такси, сервиса грузовых перевозок, кафе или ресторана, компании, занимающейся организацией экскурсий и т.д.