Черная полоса украинского автопрома: коротко о ее причинах
2613

Черная полоса украинского автопрома: коротко о ее причинах

Одним из основных индикаторов развития того или иного государства является наличие высокотехнологической промышленности, в частности, автомобильной. Она становится катализатором роста смежных областей, двигателем научных исследований и внедрения инноваций, генератором добавочной стоимости и высокооплачиваемых рабочих мест для местных жителей. Все это когда-то было и в Украине. 28 лет назад наша страна пришла к независимости с возможностью выпускать любые типы автомобильной техники. Запорожский и Луцкий автозаводы были рассчитаны на производство 300 тыс. и 17 тыс. легковушек в год соответственно, Кременчугский автозавод мог делать 35 тыс. грузовиков, а Львовский автобусный – 16 тыс. автобусов.

Девяностые годы, с их экономическими потрясениями, не лучшим образом сказались на отечественной промышленности, но у тогдашнего руководства страны было понимание важности автопрома и желание его возродить. Поэтому в 1997 году был принят Закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине». В результате, в стране появились инвесторы, модернизированы старые и созданы новые предприятия, открылось десятки тысяч рабочих мест. В 2008 году, из проданных в Украине 623 тыс. новых авто, более половины были отечественного производства.

Раз вы читаете этот материал, вам будет полезно ознакомиться со статьей о результатах анализа рынка автозапчастей в Украине

Этот же, 2008 год, стал началом падения украинского автопрома. Первым гвоздем в крышку его гроба стало вступление нашей страны в ВТО, по результатам которого она была вынуждена снизить ввозную пошлину на автомобили с 25% до 10%. К тому времени закончился и льготный период для украинских автопроизводителей. Еще один удар нанесло введение Россией утилизационного сбора на ввозимые автомобили. Потом был мировой экономический кризис, опустивший покупательную способность украинцев и сокративший внутренний рынок авто. Ну а катаклизм, начавшийся в 2014 году, просто добил автомобильную промышленность Украины. Рынок Российской Федерации был утерян окончательно, заблокирован транзит через РФ в другие страны. Зона свободной торговли с Евросоюзом, на которую возлагались огромные надежды, предусматривает постепенное снижение пошлин в течение десяти лет, а конкуренты на европейском рынке ждать не будут. Одна только соседняя Словакия уже выпускает более одного миллиона машин в год, но есть же еще производители Германии (6 млн авто), Испания (3 млн) и других европейских стран.

В каталоге готовых проектов вы найдете готовые исследования рынков отрасли машиностроения

Вот так украинский автопром оказался заперт в пределах собственного рынка, а на нем сейчас властвует секонд-хенд. Так, в мае 2019 года украинцами приобретено почти 31 тыс. легковых автомобилей, из них 24 тыс. – это завезенные и растаможенные подержанные авто. Поэтому неудивительно, что в прошлом году в Украине было произведено всего 6623 автомобиля, из них 5660 – это модели Skoda, сделанные на заводе «Еврокар» методом крупноузловой сборки из импортных комплектующих. Другие автозаводы, в том числе и знаменитый ЗАЗ, легковушек уже не выпускают, да и в секторах грузовиков и автобусов дела ненамного лучше.

Кризис украинского автопрома налицо. Однако, потенциал еще не утрачен окончательно, но для его возрождения необходимы быстрые и решительные меры.

Больше аналитики рынков Украины и мира вы найдете в разделе «Аналитика и бизнес-идеи»

Компания Pro-Consulting подготовила для Вас короткий перечень готовых проектов на данную тему. Ознакомиться с проектами можно, перейдя по ссылкам:

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами