Рынок спиртных напитков в Украине теряет свои позиции. К такому выводу можно прийти, изучив, например, динамику спроса на водку. Так, с 2013 по 2015 года объемы продажи этого продукта сократились чуть менее чем на половину по сравнению с 2012 годом. В причинах подобной тенденции разбирались аналитики компании Pro-Consulting.
Текущая ситуация
Как уже было отмечено выше, по состоянию на 2015 год на рынке водки Украины наблюдался значительный спад объемов производства. Описанная ситуация четко прослеживается на графике ниже:
Объемы продаж легальной водки в торговых сетях Украины в 2012-2015гг., натуральное выражение, млн. дал
Мы видим, что к 2015 году динамика падения достигла 23,6%. Тем не менее, на данный момент ситуация на водочном рынке нашей страны несколько стабилизировалась. 2016 год стал более удачным, и объем производства вырос на 46,5%, что на 6,3% больше, чем в 2015 году. Тем не менее, объемы производства пива все же снизились на 1,8%. Что касается объемов выпуска бренди и коньяка, то эти показали тоже неутешительны – падение составило 68,9% по сравнению с апрелем 2015 года. Также незначительно понизился объем производства ликеров и настоек – на 16,6%.
Будущие изменения
Вполне возможно, что в ближайшее время рынок спиртных напитков Украины ожидают существенные изменения. Министерство экономического развития подготовило проект, согласно которому предлагается повысить минимальные розничные цены на ряд алкогольных напитков.
В частности, изменения коснутся следующих товаров:
· водка вырастет в цене до 218,32 грн./литр (опт) и 340,57 (розница);
· коньяк (3 звезды) вырастет в цене до 336,22 грн./литр (опт) и 524,5 (розница);
· коньяк (4 звезды) вырастет в цене до 352,24 грн./литр (опт) и 549,5 (розница);
· коньяк (5 звезд) вырастет в цене до 384,29 грн./литр (опт) и 599,5 (розница);
· вино вырастет в цене до 33 грн./700 м;
· вермут вырастет в цене до 39 грн./литр;
· шампанское вырастет в цене до 69,9 грн./литр.
Таким образом, цена бутылки водки (объемом 0,7 мл) достигнет 60-65 грн, коньяка – от 60 до 100 грн. Стоимость вина, в среднем, увеличится на 22%.
Мнения игроков рынка касательно измненений минимальных цен разделились. Крупные производители выступают за пересмотр стоимостной политики, поскольку нынешние цены не покрывают расходов на производство. Кроме того, рост цен поможет эффективнее бороться с теневым рынком алкоголя.
Тем не менее, представители малого и среднего бизнеса, также занимающиеся производством спиртных напитков, намерены выступать против инициативы повышения минимальных цен. Дело в том, что, по словам экспертов, украинские потребители не захотят покупать продукцию не раскрученных брендов по новым ценам. Вкладывать же деньги в рекламу на данном этапе предприятия не считают целесообразным.
Влияние реформы ценообразования на алкогольные напитки в Украине достаточно сложно предугадать. С одной стороны, подобные действия могут пошатнуть позиции отечественных производителей, и еще больше снизить показатели объема производства. Но, с другой стороны, повышение цен необходимо для обеспечения рентабельности украинских предприятий.