628

Ситуация на рынке алкогольной продукции Украины и способы ее улучшения

Рынок алкогольной продукции – это значительный (по обороту и налоговым поступлениям) сегмент рынка продуктов питания товарами на котором являются алкогольные напитки. Согласно нормам отечественного законодательства (а именно, Налогового кодекса Украины, УКТ ВЭД), алкогольные напитки получают путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготавливают на основе пищевых спиртов при содержании С2Н5ОН (спирта этилового) выше 1,2% об. Перечень алкогольной продукции указан в четырех обобщенных позициях указанной классификации (2204, 2205, 2206, 2208). Так, наиболее популярный алкогольный напиток среди украинцев – водка – входит в последнюю указанную позицию. Отметим также, что особенностью украинского рынка алкоголя является рассмотрение в ходе его анализа и ситуации на смежном рынке – рынке пива (позиция 2203), являющегося сегментом рынка слабоалкогольных напитков.

Украина обладает мощной современной материальной и производственно-технической базой для эффективного выпуска алкогольной продукции. Современное предприятие является комплексной системой, сложность организации процесса в которой определяется, прежде всего, качеством водки (степенью ее очистки, см. рисунок).

situatsiya-na-rynke-alkogolnoy-produktsii-ukrainy.jpg

Более 80 спиртовых заводов, около 300 предприятий по производству ликеро-водочной продукции функционируют как согласовано (в рамках ГК «Укрспирт»), так и по отдельности. Указанные мощности в значительной степени локализованы в столице и в крупных региональных центрах. Характеристиками сегодняшней ситуации являются низкий уровень загрузки производственных мощностей, активизация экспортного направления, конкуренция между производителями на внутреннем и внешних рынках, нарастание проблем, обусловленных государственным регулированием отрасли. Поскольку сырьем для производства является, прежде всего, продукция агросектора, а также отходы сахарного, сокового производств и пр., иногда обостряется вопрос приобретения качественного сырья, необходимого для изготовления продукции высокого ценового сегмента (категории люкс или премиум). Отметим также, что доля такой продукции в водочном сегменте не превышает 10%, тогда как более половины продукции находится в нижнем сегменте (дешевая водка). Увеличение экспортного компонента обусловлено, помимо довольно высокого качества отечественной продукции, ее относительно низкой ценой, особенно по сравнению с дорогой европейской и американской. Таким образом, ликеро-водочное производство является бюджетообразующей отраслью и ее проблемы сразу переходят в разряд общеэкономических. А наиболее серьезной проблемой рассматриваемого рынка сегодня является значительный рост акцизного сбора на продукцию в зависимости от содержания спирта. Ситуацию усложняет то, что указанное повышение является внеочередным, в пределах текущего налогового периода. Увеличение расходов на предварительную закупку марок в условиях заметного снижения покупательной способности населения становится серьезным финансовым ударом даже для крупных производителей.

Операторы рынка, понимая важность (и даже необходимость) такого шага, настаивают на таких условиях его выполнения: 1) поэтапность; 2) предсказуемость; 3) повышение минимальной розничной цены на алкоголь; 4) ликвидация нелегального производства и теневой торговли. Представители крупных рыночных игроков подчеркивают, что сокращение объемов легального производства, обусловленное существенным снижением покупательной способности значительной части населения, не сопровождается аналогичным сокращением потребления. Украина по-прежнему находится на пятом месте по потреблению алкоголя на душу населения и, что особенно страшно, удерживает первые позиции по уровню алкоголизма среди детей. Общественное движение, направленное на сокращение потребления алкоголя (особенно крепкого алкоголя, что характерно для Украины), наталкивается на сильное противодействие отечественных законодателей. Инициативы, разработанные в рамках рекомендаций ВОЗ (рост цен на продукцию, ограничение доступа до нее путем снижения числа выдаваемых лицензий и нормирования времени продажи, а также запрет алкогольной рекламы), даже не доходят до этапа рассмотрения парламентариями. Производители же настаивают, что антиалкогольные мероприятия должны сопровождаться стабилизацией легального рынка, поскольку дешевая продукция, реализуемая в теневом сегменте, не может иметь высокое качество. Поэтому важными задачами также являются выявление и устранение кустарных производств, борьба с контрафактной продукцией и оптимизация ценообразования на рынке алкогольной продукции.

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами