Движение к здоровому образу жизни становится все более популярным в мире и, в частности, в Украине. Забота о своем организме, натуральная и вкусная еда, сведение к минимуму количества потребляемой химии – тенденции современной жизни. Тоже самое касается и косметики. Природные косметические средства без продуктов нефтепереработки и искусственных консервантов становятся все популярней в Украине.
Такая косметика не вызывает аллергии, привыкания, выводит вредные токсины, питает организм естественными, природными веществами, витаминами, минералами, укрепляет здоровье. Сегодня наиболее востребованы на украинском рынке натуральной косметики средства по уходу за волосами.
Структура рынка натуральной и органической косметики по сегментам, %
Источник: Таможенная служба Украины; оценка Pro-Consulting
Органическая косметика изготовляется, в отличие от популярной и разрекламированной синтетики, из натуральных веществ, не вредящих здоровью и выращенных в экологически чистых условиях, без использования пестицидов и химических удобрений. Не менее 95% состава природной косметики – это натуральные и экологически чистые ингредиенты, без включения различных красителей, отдушек, парабенов, SLS и т.д. Натуральная косметика должна проходить сертификацию таких международных институтов, как Ecocert, Cosmebiо, ICEA, BDIH, SOIL. В силу того, что в производстве не применяются искусственные консерванты, срок хранения таких продуктов очень ограничен по времени.
Безусловно, натуральные составляющие, строгий контроль производства и малый срок хранения влияет на цену органической косметики и ее позиционирование на рынке. Это специализированный дорогой сегмент, который занимает небольшую долю рынка, в отличие от косметики, рассчитанной на массовое потребление. Ее часть в производстве, в продажах, в импорте и экспорте не велика.
На украинском рынке органической косметики основными игроками являются Франция, Италия, Германия и США. Отечественный производитель в этом сегменте пока представлен минимально. Это связано с отсутствием развитой сырьевой базы, необходимостью закупок эфирных масел за рубежом, с логистикой, колебаниями валютных курсов и необходимостью получения аттестатов качества. Кроме того, важной статьей расходов производителей натуральной косметики является сертификация. Этот обязательный пункт, часть имиджевой и маркетинговой составляющей продукции, не каждый производитель может себе это позволить.
Высокие цены на косметическую продукцию и наличие спроса привлекают на рынок и нечестных на руку дельцов – рынок органической косметики характеризирует наличие теневого сектора. Количество хендмейд косметики от не сертифицированных изготовителей, чьи объемы производства и продаж невозможно проследить, постоянно растет.
Среди других негативных факторов рынка органической и натуральной косметики следующие – не развитая культура потребления экопродукции, малый спрос, узкая специализация на определенную категорию покупателей. В обычных крупных и мелких магазинах, в торговых сетях ассортимент экосредств практически не представлен. Это, пожалуй, основная проблема развития рынка. Во-вторых, не каждый человек может отличить обычную косметику от натуральной.
Тем не менее, эксперты считают, что украинский рынок натуральной косметики имеет потенциал и будет развиваться. Рентабельность производства в сочетании с высокой ценой, плюс мода на здоровый образ жизни должны сделать свое дело и привести к росту спроса и предложения.
Подробнее о тенденциях на рынке органической косметики можно узнать из аналитического исследования Pro-Consulting.