1669

Розница – рознице – разница: обзор рынка розничной торговли

розница.jpg

Розничная торговля – это последний шаг на пути к конечному потребителю, если мы говорим о классических схемах в экономике. Это отрасль, которая постоянно развивается, конкурирует за покупателя, ставит новые задачи по продвижению товара и удовлетворяет реальный спрос. Одним словом – динамично развивается и живет.

 

Конечно, общую тенденцию в украинской рознице нельзя рассматривать совсем уж через розовые очки – все не так прекрасно, как хотелось бы. Все мы (хорошо, большинство из нас) живем в одной стране и трудно не заметить, что происходит вокруг, даже по толщине собственного кошелька.

 

Прошлый год охарактеризовался весомым сокращением объемов продаж практически во всех сегментах розничной торговли. Если считать по деньгам – товарооборот уменьшился на 17% в денежном выражении. И это с учетом того, что инфляция за исследуемый период составила более 43%. То есть после удорожания товаров практически вполовину, украинцы не вышли даже на старый уровень потребления по деньгам. Это значит, что больше получать не стали, но стали больше тратить и при этом меньше покупать.

 

За весь 2015 года украинцы потратили в рознице примерно 1 триллион  19 миллионов гривен. По среднему курсу межбанка в 22 это составило примерно 46,5 млрд. долларов. Если оценить розничные продажи по тому же межбанковскому курсу, то украинцы вернулись на уровень потребления 2005-2006 года, то есть на 10 лет назад. И это не учитывая, что уровень зарплат рос не прямо пропорционально курсу доллара, да и вообще, никак не был к нему привязан.

 

Физический объем продукции, реализованный через розничные сети, упал (и это в среднем) на 21%. Самым большим камнем, потянувшим средний  уровень розничных продаж вниз, стало сокращение реализованной продукции в Донецкой и Луганской областях на 66 и 72%, соответственно. Однако это не стало трагедией, рушащей розницу – в других региона самый  лучший показатель охарактеризовался так: падение объемов розничной торговли «всего» на 12,5%. И этот лучший результат выдала столица Украины – Киев и, соответственно, Киевская область.  Из исследуемых регионов только Хмельницкая область показала падение розничных оборотов более чем на 15%. Другие области, обозначенные  на диаграмме красным цветом, вошли в перечень регионов с наименьшим падением. Ситуацию с Хмельницким регионом можно объяснить частичным сокращением объемов продаж местного рынка, который по традиции формирует наибольший оборот по розничной торговле. Из-за ситуации с рынком, общее уменьшение по торговле продуктами питания выглядит не значительно.


 

Индексы физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в областях Украины с выделением Западного региона


27.04_3.png

Источник: по данным Госкомстата, оценка Pro-Consulting

 

У  каждого сегмента рынка розничной торговли были свои причины для снижения продаж. Не особо это коснулось сегмента «премиум» - он стабильно развивался и отвоевывал свою долю рынка у конкурентов по торговле. Логично, что богатые тоже плачут, но как-то по-особому и очень тихо. Поэтому «премиум» сегмент особо не расстраивался. Ситуация в «среднем» сегменте розницы сложилась совсем иначе – здесь более 70% покупателей перешли к сегменту «средний минус» и начали делать покупки в большинстве своем в дискаунтерах (таких как «АТБ-маркет», «Барвинок», и т.д.). Большая разница в своих тратах на товары заставила людей уйти еще дальше «вниз» и покупать в местах стихийной торговли, полулегальных рынках и т.д.

Но все же, впервые за кризисные годы первый квартал-2016 показал увеличение розничных продаж. За январь-март оборот украинской розницы составил 255 млрд. грн и это на 1,6% больше показателей прошлого года. Оптимизма украинцам добавила слегка успокоившаяся инфляция и затишье курса валют. Эта вряд ли свидетельствует о наступившем счастье, но скорее говорит о том, что хуже пока что не будет. Так что, будем жить!




смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами